Владимир Гиляровский
- русский журналист, прозаик, поэт. Владимир Алексеевич Гиляровский
родился 26 ноября 1855 года в имении в Вологодской губернии. Володя рос
крепким и жизнерадостным мальчишкой. Вскоре семья перебралась в Вологду,
где отец Володи служил в губернском правлении. В возрасте восьми лет,
Гиляровский теряет свою мать. Некоторое время спустя, отец Володи
женится на женщине из родовитой семьи. Мачеха относилась к мальчику как
к собственному сыну. Навыки поведения в обществе давались Гиляровскому
плохо, особенно, прилежание в учебе и умение держать себя за столом.
Несмотря на то, что с французским языком дело обстояло лучше, в первом
же классе вологодской гимназии Гиляровский был оставлен на второй год.
Но молодой Гиляровский не унывал: он писал стихи - они касались школьных
шалостей и учителей, и на "ура" встречались одноклассниками. Так же
молодой Гиляровский неплохо переводил с французского, увлекался ни на
шутку цирком. Володя решил стать цирковым артистом, освоил акробатику и
джигитовку, что впоследствии немало пригодилось ему в жизни.
В июне 1871 года, провалив экзамен в гимназии, молодой Гиляровский
сбежал из дома. Он отправился в путь налегке, даже без денег и паспорта,
но с полной уверенностью в своих силах. В Ярославле Владимир Алексеевич
вступил в артель бурлаков. Он бурлачил на Волге, затем стал крючником,
где в его обязанности входило управляться с девятипудовыми кулями муки.
После этого он побывал в юнкерах и истопником в школе военных
кантонистов, работал на белильном заводе, на рыбных промыслах, гонял
табуны, и даже осуществил детскую мечту - выступал наездником в цирке. В
любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и
даже некоторую удаль. Он должен был испробовать все возможное, научиться
делать все своими руками. В 1875 году Гиляровский надолго осел в театре,
т. к. актерское ремесло ему очень нравилось.
В 1877 году, в период русско-турецкой войны, Гиляровский отправился
добровольцем воевать на Кавказ. Физически крепкий и смышленый солдат
быстро оказался в войсковой элите - разведке. Воевал доблестно, о чем
свидетельствует Георгиевский крест - награда редкая и весьма почетная.
Этой наградой Гиляровский всегда гордился, хотя в мирной жизни надевал
её редко, обычно он носил на груди только георгиевскую ленточку.
Расставшись с театром, Гиляровский переселился в меблированные комнаты
"Англия" в доме Шаблыкина на Тверской. К этому времени относится начало
его дружбы с А. П. Чеховым и И. Левитаном. Осенью 1881 года Гиляровский
поступил на нелегкую работу столичного репортера. В Москве начал
печататься в "Русской газете", затем работал репортёром в "Московском
листке". Вместе с опытом появлялась острота пера и умение находить не
просто злободневный материал, а такой, что заставит читателя
сопереживать. Оглушительная слава Гиляровского началась после публикации
трагического репортажа с Ходынского поля, где во время коронации Николая
II в давке погибло множество людей. Рискуя жизнью Гиляровский поведал
всю правду. Телевидения в те времена не было. Живой репортер - вот
единственное окно в мир. Один Гиляровский заменял собой все будущие
телеканалы. Первооткрыватель и создатель жанра горячего репортажа
навсегда запомнился москвичам и всей России. Репортажи были порой
горячими, в прямом смысле этого слова, ведь он писал о пожарах и сам
участвовал в процессе тушения. Гиляровский никогда не был сторонним
наблюдателем; он вмешивался в жизнь без оглядки. Богатырского
телосложения, в запорожской казацкой папахе, он стал живым брендом
столицы.
Вскоре его острые злободневные заметки и зарисовки стали появляться во
многих московских изданиях. В это же время, - начале 80-х ,- Гиляровский
печатается в "Современных известиях", "Будильнике" Всего несколько лет
потребовалось Гиляровскому, чтобы из обычного репортера превратиться в
знатока московских нравов. С немного насмешливым взглядом он сразу же
поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно
ощутимой значительностью своего внутреннего облика. Гиляровского сначала
за глаза, а затем и в открытую, стали уважительно называть дядей Гиляем.
Многим казалось, что дядя Гиляй - неизменный атрибут Москвы, как Кремль
или собор Василия Блаженного. Искренняя признательность москвичей была
завоевана повседневным трудом, талантом и любовью к первопрестольной и
её жителям. В 1887 году, по совету Г. И. Успенского и настоянию Чехова,
у Гиляровского вышел первый сборник рассказов "Трущобные люди", почти
весь тираж которого был уничтожен цензурой. Вскоре появились и другие
книги, неизменно вызывавшие большой интерес читателей.
Гиляровский был в то время хорошо известен и как поэт, хотя его стихи
были явно слабее прозы. Он автор нескольких поэтических сборников, а в
начале Первой мировой войны издал книгу своих стихов, весь гонорар за
которую передал в фонд помощи раненым воинам и жертвам войны. Эту книгу
проиллюстрировали его друзья-художники: братья Васнецовы, Кустодиев,
Малютин, Маковский, Нестеров, Репин, Суриков, Серов. Собрать для
иллюстрирования книжки столько знаменитостей мог только человек,
которого они искренне уважали. Он всегда интересовался живописью;
постоянно старался поддерживать молодых художников, на выставках часто
покупая их картины.
После Октябрьской революции Гиляровский много писал уже для советских
газет и журналов - "Известия", "Вечерняя Москва", "На вахте", "Рампа",
"Красная нива", "Художественный труд", "Огонёк". Его популярность
продолжала оставаться очень высокой; издавались его книги, которые не
залеживались на прилавках. Последняя книга "Друзья и встречи" вышла за
год до смерти Владимира Алексеевича. К этому времени он уже был тяжело
больным, почти ослеп, но продолжал писать, обобщая прожитое, вспоминая о
встречах с интересными людьми, заново переживая свои многочисленные
приключения. Умер Владимир Алексеевич Гиляровский 1 октября 1935 года;
похоронили его на Новодевичьем кладбище. |