Аркадий Аверченко -
русский журналист и писатель. Аркадий Тимофеевич Аверченко родился 27
марта 1881 года в Севастополе, Украина. Получил домашнее воспитание, так
как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии.
Очень много и без разбора читал. В 1896 году, пятнадцати лет от роду,
поступил конторщиком на донецкую шахту; через три года переехал в
Харьков на службу в той же акционерной компании. Первый рассказ, Уменье
жить, был опубликован в харьковском журнале "Одуванчик" в 1902 году.
Серьезной заявкой литератора явился рассказ "Праведник", опубликованный
в Санкт-Петербурге в "Журнале для всех" в 1904 году.
В период революционных событий 1905-1907 годов Аверченко обнаруживает
публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в
недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и
выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных
сатирических журналов "Штык" и "Меч". Издательский опыт пригодился ему в
1908 году в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего
юмористического журнала "Стрекоза" реорганизовать издание. Став
секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля 1908
года "Стрекозу" сменил новый еженедельник "Сатирикон". Именно ориентация
на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо
интересующегося политикой и литературой, обеспечила "Сатирикону" его
огромный успех. Постоянным сотрудником "Сатирикона" и вдохновителем всех
журнальных начинаний был сам Аверченко. Помимо журнала выпускалась
"Библиотека Сатирикона": в 1908-1913 годах было опубликовано около ста
названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том числе и первый
сборник рассказов Аверченко "Веселые устрицы" (1910), выдержавший за
семь лет двадцать четыре издания. В 1913 году редакция "Сатирикона"
раскололась, и "аверченковским" журналом стал "Новый Сатирикон"
(1913-1918). Редкий номер прежнего и нового издания обходился без
рассказа или юморески Аверченко; печатался он и в других "тонких"
журналах массовой циркуляции, таких, как "Журнал для всех" и "Синий
журнал". Выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и
характерным свойством которого является утрировка, расписывание
анекдотической ситуации, доводящее ее до полнейшего абсурда, который и
служит неким катарсисом, отчасти риторическим.
Его гипертрофированные анекдоты не имеют и тени правдоподобия; тем
успешнее используются они для мистификации и отстранения
действительности, нужного "интеллигентной" публике. "Сатириконовцы" во
главе с Аверченко чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной
репутацей "независимого журнала, промышляющего смехом", и старались не
потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и
прямой политической ангажированности. Политической позицией журнала была
подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень
выгодная в тогдашних условиях почти полного отсутствия цензуры,
воспрещавшей лишь прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей
сколько угодно осмеивать любые ее проявления, в том числе и самое
цензуру.
Февральскую революцию 1917 года Аверченко со своим "Новым Сатириконом",
разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная
"демократическая" свистопляска вызывала у него возраставшую
настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят
Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции,
как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый
пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности
и выглядеть как "черный юмор". Эпоха относилась к юмору сурово: в
августе 1918 года "Новый Сатирикон" был запрещен, и Аверченко бежал на
белогвардейский Юг, где публиковал в газетах "Приазовский край", "Юг
России" и др. антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920
года отбыл в Стамбул с одним из последних врангелевских транспортов.
Тогда же вырабатываются новые типы рассказов Аврченко, впоследствии
составивших книги "Дюжина ножей в спину революции" (1921) и "Смешное в
страшном" (1923): антисоветский политический анекдот и стилизованные под
очерки, но при этом утрированные в обычной манере Аврченко зарисовки и
впечатления быта революционной столицы и гражданской войны. Опыт
эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей
России, отразился в книге "Записки Простодушного". "Я в Европе" (1923),
где при помощи обратной гиперболы возникают гротескные образы
лилипутского мирка, не лишенного сюрреалистического жизнеподобия. В
сочинениях последних лет жизни Аверченко с новой силой проявляется
детская тема - от сборника "О маленьких - для больших" (1916) до книг
рассказов "Дети" (1922) и "Отдых на крапиве" (1924). Попытавшись
написать повесть (Подходцев и двое других, 1917) и "юмористический
роман" (Шутка Мецената, 1925), Аверченко создает квазимемуарные циклы
полуанекдотических эпизодов, связанных более или менее карикатурными
фигурами основных персонажей, т.е. опять-таки сборники рассказов и
юморесок с оттенком личных воспоминаний. В Стамбуле Аверченко, как
всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: создав
эстрадный театр "Гнездо перелетных птиц", он совершил несколько
гастрольных поездок по Европе. В 1922 поселился в Праге, где успел
написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу "Игра со
смертью", имеющую характер комедийного шоу. Умер Аркадий Тимофеевич
Аверченко 12 марта 1925 года в Праге. |