Короной Священной римской
империи германской нации или традиционно называемой "Короной Карла
Великого", короновались почти все германские монархи раннего
Средневековья начиная с Конрада II (990-1039) - первого
римско-германского императора из Франконской династии. Корона была
изготовлена вероятнее всего в конце X века, а первое упоминание о ней
появилось в XII веке. Наряду с императорским крестом, императорским
мечом и "Святым Копьём" корона была самой важной частью императорских
регалий. Во время коронации корона вручалась новому монарху вместе со
скипетром и державой. "Корона Карла Великого", как и большинство других
имперских регалий, с 1424 по 1796 год постоянно хранилась в Нюрнберге -
исторической столице Франкского государства, и могла быть вывезена к
месту коронации нового императора, после чего обязательно возвращалась к
месту постоянного хранения.
Корона была изготовлена для императора Оттона I Великого или для его
сына Оттона II как императора-соправителя во второй половине Х века,
возможно, в мастерских бенедиктинского аббатства в Райхенау или в
Милане. Корона Карла Великого не похожа ни на одну из известных корон и
имеет оригинальную форму. Вместо круглого венца это восьмигранник - он
состоит из восьми закругленных вверху пластин. С помощью сложных
теологических выкладок корона символизирует трансцендентальный характер
средневековой концепции мирового господства. Октагональная форма
объясняется тем, что "Небесный Иерусалим", град Божий, представлялся
имеющим восемь углов. Число "8" присутствует в декоре многих
императорских знаков власти (например, в палатинской часовне в
Экс-ла-Шапель). Пластины посредством золотых заклёпок прикреплены к двум
металлическим кольцам внутри короны. Пластины короны сделана из
качественного золота и украшены 144 жемчужинами и драгоценными камнями.
Жемчуг и камни помещены в оправы, создавая эффект, как будто камни сияют
изнутри. Двенадцать драгоценных камней на налобной пластине
символизируют 12 апостолов Нового Завета. Двенадцать камней на
затылочной - 12 колен Израилевых Ветхого Завета. Оттонианские короли
считали себя преемниками апостолов и первосвященников. Четыре пластины
(Bildplatten) украшены картинами с эпизодами из Библии и изготовлены в
технике византийской перегородчатой эмали - на них демонстрируются три
эпизода из Ветхого Завета и один из Нового: изображены Христос с двумя
серафимами, а также ветхозаветные короли Давид, Соломон и Иезекия с
пророком Исаей. Надписи поясняют их связь с королем, говорят о милости
Господней, справедливости, мудрости и долголетии. Другие четыре пластины
(Steinplatten), имеют большие размеры и украшены исключительно
драгоценными камнями и жемчугом. Венчает корону высокая дуга с жемчужным
шитьем с именем Конрада II. В месте соединения дуги и налобной пластины
укреплен крест, который датируется годами правления Генриха II
(1002-1024). Его лицевая сторона выложена драгоценными камнями и
жемчугом и символизирует победу. На гладкой внутренней стороне
выгравирована фигура распятого Спасителя, который "смертью смерть
попрал". Таким образом императорская корона имеет христологическое
значение: император правит от имени Иисуса Христа, от которого получает
силу и которому дает отчет о своих деяниях. "ME REGES REGNANT" (Моим
именем правят цари) - написано на латыни на боковой эмалевой вставке с
изображением Христа во Славе.
Первоначально корона Священной Римской империи хранилась в Нюрнберге, но
когда войска Наполеона стали подходить к городу, ее перевезли в Вену и
там спрятали. Наполеон очень хотел заполучить корону для своего
коронования в 1804 году, однако ему так и не удалось выяснить, где же
она находится. В 1938 году Адольф Гитлер потребовал, чтобы корону
возвратили в Нюрнберг, но в годы Второй мировой войны это бесценное
сокровище находилось в соляной шахте. После того как Австрию освободили
войска союзников, корона была найдена и возвращена на свое место в Вене,
где она и по сей день украшает прекрасную коллекцию ювелирных изделий,
хранящихся в Музее истории искусства. |