Мухаммад Бакир (пятый Имам
непорочного семейства Пророка) родился в 676 году (первого числа месяца
раджаб 57 года лунной хиджры) в городе Медина. Его отцом был имам
Саджад, а мать звали Фатимой, которая была дочью имама Хасана Муджтаба.
В конце первого столетия по хиджре, когда гнет и насилие Омеядов с одной
стороны и их конфликты с противниками с другой достигли своего апогея,
эти политические распри наряду с тяготами народа, жившего в бедности,
лишили его возможности проведения научно-культурной деятельности и
знакомства с религиозным учением и воспитанием. Судя по историческим
свидетельствам, неосведомленность некоторых людей в религиозных вопросах
достигала такой степени, что они не знали даже как нужно правильно
читать намаз или совершать обряд хаджа. В это время правление халифа,
охваченное политическими разногласиями, обессиливало с каждым днем.
Несмотря на то, что члены семейства Пророка были самыми достойными
людьми для руководства мусульманами, в среде народа царили разногласия
по вопросам халифата. Некоторые считали, что халифат должен принадлежать
Омеядам, другие имели ошибочные представления о личности членов
семейства Пророка.
После смерти отца в 713 году (25 мухаррама в 95 году по лунной хиджре)
принял имамат, тем самым став пятым имамом. В таких условиях имам Бакир,
подобно сияющему факелу, озарил исламский мир, рассеяв темноту и
невежество. Политика имама Бакира заключалась в распространении
подлинных исламских знаний, культуры и религиозных ценностей. Исламская
умма на тот момент нуждалась в возрождении интеллектуального мышления и
имам приложил максимум усилий, чтобы пробудить ее от сна неведения и
направить на путь совершенства. Он разъяснил значение имамата и
достоинство членов семейства Пророка в управлении народом. Имам Бакир
отметил то важное обстоятельство, что критерием подлинного пути является
божье Писание (Коран) и традиция Пророка. Имам Бакир для развития
исламских знаний и воспитания ученых и мыслителей заложил основы
научно-культурного движения, приведшего после него к учреждению
грандиозного университета благодаря усилиям его великого сына имама
Садика. Научно-культурная деятельность имама Мухаммада Бакира в
последние годы первого столетий по лунной хиджре создали благоприятную
почву возрождения подлинных исламских идей и ценностей и повышения
уровня сознательности уммы.
Последние 11 лет жизни имама Бакира совпали с периодом господства
правителя Омеядов Хешама ибн Абдоль Малика. Хешам был завистливым и
жестоким человеком. В период его правления народ пережил многочисленные
трудности, что подтверждается их постоянным обращением за помощью к
имаму. Хешам, обеспокоенный большой популярностью имама Бакира среди
народа, пытался воспрепятствовать его моральному влиянию. Как-то во
время паломничества в Мекку он, воочию увидев привязанность народа к
имаму Бакиру и его сыну Садику, был глубоко удивлен и озлоблен. По
возвращении в Шам (Сирию), по его приказу эти великие люди были вызваны
из Медины в Сирию. Однако эта поездка и связанные с ней события не
только не ослабили их популярности в народе, но и способствовали более
тесному знакомству с ними мусульман, особенно народа Сирии. Это и
послужило поводом для того, чтобы Хешам вернул их обратно в Медину. Имам
Бакир был уникальным человеком с точки зрения учености и моральных
качеств. Его величие нисколько не мешало установлению тесных связей с
народом. В общении с имамом Бакиром народ не чувствовал скованности. Его
скромность, доброта и достоинство привлекали к себе людей и обращали
сердца к исламу. Имам принимал участие в выполнении тяжелой работы
вместе со своими служителями. В жаркие летние дни он лично работал на
своем поле и раздавал неимущим прибыль с него.
Умер Имам Мухаммад Бакир в 743 году (7 числа месяца Зуль-хиджа в 114
году хиджры) в Медине. Был похоронен на кладбище Баги. |