Хасан (второй Имам
непорочного семейства Пророка) родился 1 марта 624 года (15 рамадана
3-го года по лунной хиджре) в Медине. Его отцом был имам Али, а матерью
Фатима, младшая дочь пророка Мухаммада.
После мученической смерти своего отца Его Светлости Али 23 января 661
года (в месяце рамазан в сороковом году хиджры мусульман) Имам Хасан
возглавил политическое и духовное руководство мусульман, встав во главе
имамата. Исламское общество в тот период пребывало не в совсем хороших
условиях. Члены Омейядского семейства, силой и коварством захватив
власть в свои руки, пытались представить неважным и малозначимым
присутствие и роль непорочного семейства Дорогого Пророка Ислама в
обществе. Поэтому Его Светлость Али в последние минуты своей жизни
сделал очень важные наставления о важности прояснения Истины и
необходимости ее защиты. Некоторые эти наставления были адресованы
непосредственно его сыновьям, в том числе, и Хасану. После мученической
смерти Имама Али жители Куфы принесли присягу на верность Его Светлости
Имаму Хасану. Однако через некоторое время, будучи устремленные к
низменным и скоротечным усладам они предали свою клятву. Имам Хасан
знал, что на его стороне мало преданных, честных и искренних
сторонников.
Главными мерами принятыми Омейядами в целях изоляции и ослабления Имама
Хасана были усилия отгородить и держать на расстоянии от него
влиятельных лиц и лидеров общества. Давая пустые обещания и обманывая,
им удалось сбить с истинного пути очень важных и знатных людей из
сторонников Имама. Подготовив почву, Муавия объявил войну и бросил свои
войска из Шама (нынешняя Сирия) в Ирак. Имам Хасан обратился к обществу
встать на защиту истины, призывая их к стойкости и смелости. Однако,
попавшиеся на удочку Муавии, жители Куфы, поддавшись влиянию слухов и
отравленной пропаганды, побоялись выступить в бой с войском коварного
Муавии. В поведении многих из них ощущался страх за свою жизнь, поэтому
Муавия, сделав очередной обманный ход и помиловав куфийцев, окончательно
ввел в заблуждение тех, кто сомневался.
Несмотря на то, что Имаму Хасану удалось собрать четырехтысячное войско,
но Муавия смог внести раскол и среди них. В результате произошел
конфликт и разногласия среди командиров подразделений мусульманского
войска. Все это в результате вылилось в предательство со стороны
командиров. Имам Хасан оказался в весьма тяжелых условиях и понял, что
при сложившихся обстоятельствах война принесет исламу больше вреда
нежели пользы, поэтому был вынужден заключить перемирие с Муавией. После
этого события Имам Хасан вернулся в Медину и проявив терпение,
проницательность и бдительность приступил к планированию новой
программы. Он превратил Медину в центр распространения исламских учений,
воспитал великих ученых и пересказчиков хадисов. Со всех концов света
люди стекались в Медину, чтобы утолить свою жажду в знаниях и поражались
нравственным качествами и проницательности Его Светлости Имама Хасана.
Эта интеллектуальная база играла активную роль в развитии и расцвете
общественности. Имам Хасан призывал людей к целомудренности, правильному
следованию религии и приверженности сунне пророка Мухаммада и поощрял их
к добродетели с тем, чтобы исправить дела общества. Имам Хасан приложил
немало усилий для проведения социальных реформ в частности оказания
помощи бедным и нуждающимся.
Идеологическая, культурная и политическая деятельность Имама Хасана
всегда расстраивала Муавию. До него дошли вести, что Имам Хасан возродил
в сердцах мусульман память своего отца Имама Али. Эта весть вызвала
опасения Муавии о падении его деспотического правления, поэтому он решил
убрать со своего пути Имама. Разработав заговор и реализовав его, Муавия
предал мученической смерти любимого внука Дорогого Пророка Ислама Имама
Хасана. Умер Имам Хасан 5 марта 669 год (28 сафара 50 года по лунной
хиджре) в Медине. Похоронен на кладбище Баги. |