Орвилл Райт родился 19
августа 1871 года в Дейтоне, штат Огайо. Отец Орвилла, Мильтон Райт, был
пастором церкви Объединенного Братства Евангелистов во Христе,
профессором теологии, издателем церковной газеты и избранным епископом;
мать - Сьюзан К. Кернер получила высшее образование в Хартвилль
колледже, где добилась особенных успехов в литературе и математике. Он
горячо любил своего брата Уилбера Райта и всегда работал вместе с ним.
Сначала братья занялись в 1889 году издательским бизнесом и
небезуспешно, конструируя сами для себя печатные машины. А в 1896 году
организовали компанию по ремонту, сборке и продаже велосипедов, которые
входили тогда в моду. В это же время братья по-настоящему увлекались
воздухоплаванием, интерес к которому пробудился еще в детстве, когда
отец в 1878 году подарил им игрушечный вертолет с винтами, приводимыми в
движение резиновым жгутом.
Подрастая, братья сами строили такие игрушки, увеличивая их размеры и
пытаясь подпрыгивать. Строили и запускали, как и другие мальчишки,
воздушные змеи. "Но серьезно мы занялись проблемой летания, - писали
потом братья, - только летом 1896 года, когда в Америку пришла весть о
трагической гибели Лилиенталя. Мы с интересом взялись изучать книги
"Прогресс летательных машин" Шанюта, "Опыты аэродинамики" Лэнгли,
"Ежегодник воздухоплавания" и различные брошюры".
В 1898 году, приобретя у Шанюта планер, братья сразу принялись его
осваивать. Они не торопятся сразу летать, а делают все постепенно и
основательно. Они гоняют планер на привязи, как змей, и только потом
пробуют его в свободном полёте. Выявив недостатки этой конструкции, с
1899 по 1902 годы братья строят несколько планеров своей конструкции и
отрабатывают на них процесс управления полётом.
Наконец в 1903 году они решают установить на планер бензиновый
двигатель. Подходящего готового не нашли и разработали и собрали сами
двигатель весом в 100 кг и мощностью 12 л.с. Он вращал два винта,
которые тоже пришлось разрабатывать и испытывать самостоятельно. Рули
высоты были спереди самолёта, а поворота - сзади. Для выравнивания
полёта, как и на своих планерах, изгибали в полёте всю хлипкую
конструкцию. И вот 17 декабря 1903 года всё было готово к первому
полёту. Жребий лететь первым вытянул Орвилл.
В первом полёте самолёт пролетел 37 метров за 12 секунд. Братья в этот
день совершили ещё три полёта, меняясь за рычагами управления. На
протяжении 1904-1905 братья совершенствовали свой самолет, но, опасаясь
кражи деталей своих разработок, несколько раз отказывались совершать
публичные полеты без заранее подписанного контракта. Только в 1908 году,
подписав контракт с французской компанией и армией США, они возобновили
демонстрации. Уилбур отправился во Францию, где 8 августа 1908 года
совершил публичный полет около города Ле Ман. Хотя полет длился всего 1
минуту 45 секунд, возможность самолета поворачивать и кружить поразила
не только французских зрителей, но даже пионеров французской авиации.
Этот полет мгновенно прославил братьев Райт и в следующие несколько лет
они совершили множество публичных полетов во Франции и Италии. По
возвращении в США братья Райт были приглашены в Белый дом, где получили
награду от президента Тафта.
В 1912 году умер его брат - Уилбер Райт. Орвилл так и не оправился от
этого потрясения. Он больше никогда не строил самолеты. Орвилл Райт умер
в 1948 году. |