У каждой вещи есть своя
история, есть она и у фортепиано. Знать ее несомненно не только
интересно, но и полезно. Это позволяет лучше разбираться в музыкальных
стилях и понимать содержание того или иного произведения. Изобретение
фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории
европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной
культуры западной цивилизации. Клавишные инструменты существовали еще в
Средние Века. Орган, самый старый из них, - это духовой клавишный
инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является
непосредственным родственником фортепиано.
Первый клавишный инструмент, у которого были струны, - клавикорд. Он
появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно.
Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного
фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим дл того, чтобы на
нем можно было играть перед большим количеством людей. Клавикорд, будучи
намного меньше по размеру и проще, чем его родственник клавесин, был
достаточно популярным инструментом домашнего музицирования, и его
наверняка можно было найти в домах композиторов эпохи барокко, включая
Баха.
Клавикорд имел очень простое устройство. При нажатии на клавишу
маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. В то же
время поднятый демпфер позволял струне вибрировать. У клавикорда было по
одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано
на каждую клавишу бывает до трех струн. Будучи очень тихим инструментом,
клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуендо.
Другой клавишный инструмент - клавесин - скорее всего был изобретен в
Италии в XV веке. В данном случае звук извлекается птичьими перышками
или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина
расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не
перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина
- довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших
залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов
(украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно
протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента…
Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и
XVII веках, - это спинет. По сути спинет - это маленький клавесин с
одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он как правило
был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и
красивая мебель.
На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать
потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по
выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим
динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее
пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали
реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори,
занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое
фортепиано. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte",
что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это
название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". Несколько
позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии
Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716
г.). Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло
из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя. У такого
фортепиано не было ни демпферов, ни педалей. Удар по клавише заставлял
молоток ударять по струне, вызывая ее вибрацию, совсем не похожую на
вибрацию струн у клавесина или клавикорда. Возвращатель позволял
молоточку идти назад, а не оставаться прижатым к струне, что заглушало
бы вибрацию струны. Позднее был изобретена двойная репетиция,
позволившая молоточку опускатьс наполовину, что очень помогало в
исполнении трелей и быстро повторяющихс нот.
Самое замечательное в фортепиано - это способность резонировать и
динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама (изобретенная
позднее, в XIX веке, рама у фортепиано Кристофори была деревянной)
позволяют инструменту достигать почти колокольного звучания на форте.
Другое отличие фортепиано от его предшественников - это способность
звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо,
менять динамику внезапно или постепенно.
Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо
(1725-1775) - период, переходный от барокко к классицизму. В период
классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего
музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более
подходило для исполнения появившегося в это время жанра сонаты, ярким
образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.
Появление фортепиано также вызвало изменение репертуара ансамблей и
оркестров. Концерт для фортепиано с оркестром - новый жанр, ставший
весьма популярным в период классицизма. Долгое время клавесин был
аккомпанирующим инструментом, очень редко выступая в роли солирующего.
Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных
инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в
концертных залах Европы.
Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только в
дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все
больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или
иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых
произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших
признание благодаря музыке для фортепиано.
На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в
искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это
выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Бетховена и Шумана,
Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались
очень кстати. Произведения для настройка фортепиано в четыре руки стали
очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно
извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.
В период романтизма фортепиано было популярным инструментом домашнего
музицирования. Любители музыки предпочитали именно фортепиано, потому
что оно давало возможность исполнять одновременно и мелодию, и гармонию.
Рост популярности фортепиано привел к появлению пианистов-виртуозов. Все
же необходимо отметить, что, несмотря на падение своей популярности,
клавесин не исчез со сцены совсем. Его нежное звучание и сегодня можно
услышать на концертах старинной музыки. Композиторы продолжают писать
музыку для этого инструмента, клавесины производятся в достаточно
больших количествах.
Очевидно, что появление фортепиано - казалось бы такое незначительное
событие - стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение
изменило характер всей европейской музыки, которая является важной
частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие
композиторы писали вортепианную музыку, и многие из них знамениты именно
своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта -
будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач - у которого в доме
не было бы пианино. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на
общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент,
и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката… |