Очень небольшое количество
средневековых документов упоминает об устройствах, хотя бы отдаленно
напоминающих парашют, то бишь приспособлении, которое бы помогло
человеку безопасно приземлиться на землю с большого расстояния. В 852
году андалусско-арабский легкомысленный исследователь Армен Фирман
спрыгнул с башни Кордовы, используя свободно развевающийся плащ на
деревянных подпорках. Отделался он легкими травмами . В девятом веке
другой представитель мусульманской державы - Аббас ибн Фирнас решил
совершить подобный трюк. Через три столетия - в двенадцатом веке -
парашюты начали делать в Китае.
Леонардо да Винчи нарисовал эскиз парашюта, когда он жил в Милане около
1480-1483 годов. Но, как бы то ни было, он не являлся автором идеи
парашюта. Историк Линнн Вайт указывает нам в своих работах на анонимный
итальянский манускрипт, датируемый 1470-ми годами, где изображено два
стиля парашюта, один из которых очень напоминает то, что нарисовал да
Винчи. Первое успешное апробирование подобного парашюта состоялось в
1617 году в Венеции хорватским изобретателем Фаустом Вранчичем. Свое
изобретение он назвал Homo Volans (Летающий человек). Один из эскизов
парашюта, который позднее и был сконструирован, принадлежит 1595 году.
Заново парашют был изобретен в 1783 году Себастьяном Ленорманом во
Франции. Ленорман же предложил и название парашют. Двумя годами позднее
Жан-Пьер Бланкар продемонстрировал его как средство спасения во время
неполадок на воздушном шаре. В первых демонстрационных выступления
Бланкара в качестве пассажира парашюта участвовала собака, но в 1793
году он получил возможность самостоятельно использовать это устройство, так как
его воздушный шар был проколот, и ему пришлось приземляться при помощи
парашюта.
Более поздние исследования, касающиеся парашюта, были призваны сделать
его более компактным. В то время как ранние устройства были сделаны из
льна, натянутого на деревянные рамки, в конце девяностых годов
восемнадцатого века Бланкар начал использовать для этих целей шелк,
вдохновившись его выносливостью и малым весом. В 1797 году Андре
Гарнерин совершил свой первый прыжок с таким парашютом. Сам Гарнерин
изобрел вентилируемый парашют, который помог сделать прыжок более
спокойным. Глеб Котельников впервые предложил упаковать парашют в
рюкзак. После него популяризацией этой идеи занимались Поль Леттман и
Кэтхен Паулус.
Впервые парашют был использован в военных целях во время Первой мировой
войны агентами разведки. Цели, которые тяжело было поразить с воздуха,
нужно было добить другими методами. Если парашют было видно с вражеского
самолета, то в случае попадания, военные высаживались на землю на
парашютах, где и совершали диверсию. А вот летчикам союзных войск
запрещали иметь при себе личные парашюты, так что выход у них был один -
в случае провала - застрелиться. Первые парашюты были достаточно
тяжелыми, и поэтому только мешали передвигаться во время военных
операций. В 1918 году немецкие военные силы были первыми на то время,
где были представлены парашютные подразделения.
В 1919 году Лесли Ирвин изобрел и успешно протестировал парашют, который
бы позволил пилоту благополучно покинуть летательный аппарат. Он стал
первым человеком, который совершил преднамеренный прыжок с парашютом с
аэроплана. Первым человеком, который спасся благодаря изобретению Ирвина
стал Вильям О'Коннор в августе 1920 года. А после прыжка Гарольда
Гарриса в октябре 1922 года репортеры газеты Дэйтона (Огайо) написали о
создании клуба для тех, кто удачно прыгнул с парашютом под названием
"Caterpillar Club".
Начиная с Италии в 1927 году, некоторые страны работали над операциями,
где парашюты могли бы использоваться как летательные средства для
забрасывания солдат в тыл врага. В результате этих разработок во время
Второй мировой войны стали возможными внезапные нападения. Теперь уже
все самолеты стали оснащать парашютами, а затем появился механизм
катапультирования. Прыжки с парашютом в скором времени стали видом
спорта, который насчитывает сегодня множество поклонников. |