Фернандель - французский
артист кино, эстрады и театра, комик. Фернандель (Фернан Жозеф Дезире
Контанден) родился 8 мая 1903 года в Марселе, Франция. Маленький Фернан
дебютировал рядом с отцом в возрасте пяти лет и с удовольствием
участвовал в многочисленных мелодрамах, в пасторалях, театрализованных
сценах из Евангелия. Кумиром Фернана стал известный в то время
куплетист-шансонье Полен. Увидев его выступление, Фернан твердо решил
стать комиком. Через два дня, выучив репертуар Полена, он опробовал его
в одном из кафе. Скабрезные куплеты в устах десятилетнего мальчика
вызвали восторг у не слишком разборчивой публики марсельских кафе и
кабаре. Это и стало первым успехом. Известность маленького Сине вышла за
пределы родного бульвара Шав. Тогда же Фернан принял участие в конкурсе
шансонье-любителей, проводимом одной парижской газетой, и занял второе
место.
В 1922 Фернан Контанден получил свой первый профессиональный контракт с
кабаре "Эльдорадо" в Ницце. Именно тогда появился псевдоним Фернандель.
После "Эльдорадо" Фернандель получил место в театральной труппе,
гастролировавшей по городкам южной Франции. Два года он играл в
незатейливых водевилях, фарсах, оперетках, закрепив за собой амплуа
первого комика. В провинции молодой артист имел успех и по возвращении
из турне ему был обеспечен ангажемент на марсельской сцене. В 1925 году
артистическая карьера Фернанделя прервалась призывом в армию. Службу
Фернан начал писарем, но вскоре добился перевода в Марсель, где его
ждали жена Анриетта и недавно родившаяся дочь Жозетта. Его популярность
среди марсельцев облегчала тяготы службы: Фернан мог ночевать не в
казарме, а дома, и даже иногда выступать в концертах со своим испытанным
репертуаром. После службы Фернандель совершил турне по всей Франции.
После возвращения он получил приглашение в парижский театр-кабаре
"Бобино". В Париже Фернандель с успехом выступал в кабаре, играл
потешные сценки и распевал куплеты. Именно тогда окончательно сложилась
его комическая маска человека с лошадиной челюстью и глазами печальной
лягушки. Тем временем в кинематографе произошел технический переворот -
появились звуковые фильмы, которые востребовали актеров, владеющих
мастерством сценической речи - как раз то, в чем был силен Фернанд.
Первый раз Фернандель появился на съемочной площадке в 1930 году у
режиссера Марка Аллегре в короткометражном фильме "Лучшая нянюшка". В
1931 году Марк Аллегре предлагает артисту роль неопытного налетчика в
экранизации пьесы Саши Гитри "Белое и черное". Успех не заставил себя
ждать, и предложения сниматься в кино последовали одно за другим. В 1932
году Фернандель сыграл комедийные роли в киноводевилях "Мадемуазель
Нитуш" и "Забавы эскадрона". В том же году появилась комедия с его
участием "Избранник мадам Юссон". Кино принесло Фернанделю национальную
славу, он становится одним из самых популярных французских актеров.
Режиссер М. Паньоль снимал его в своих фильмах "Анжела" (1934), "Сезар"
(1936), "Возрождение" (1937), "Шпунц" (1938). В 1936 году Фернандель
успешно снялся у Кристиан-Жака во комедиях "Франциск I" и в "Одном из
легиона".
С началом второй мировой войны артист был призван в армию и даже нес
караульную службу на линии Мажино. Впрочем, знаменитая улыбка часового
собирала у поста такое количество зевак, что начальство поспешило
освободить Фернанделя от солдатских тягот. В 1940 году Франция потерпела
катастрофическое поражение, и беззаботные годы канули в Лету. В годы
войны французское кинопроизводство не было остановлено, но людям было не
до смеха. Лишь иногда выпадает возможность выступить в любимом амплуа.
Но после войны, в 1950-х годах творчество Фернанделя вновь переживает
расцвет. Его слава шагнула за пределы Франции, он совершал концертное
турне по Европе и Америке, неоднократно был награжден премией Куртелена,
вручаемой лучшему комику Франции. В 1952 году он стал кавалером ордена
Почетного легиона. Среди наиболее примечательных ролей актера в эти годы
- незадачливый коммивояжер в "Казимире" (1950), священник, связанный
тайной исповеди, но пытающийся спасти жизнь своим спутникам в фильме
Клода Отан-Лара "Красная гостиница"(1951), сочинитель оперетт Флоридор в
"Мадемуазель Нитуш"(1954). В 1951 году Фернандель снялся в фильме
режиссера Жюльена Дювивье "Маленький мир дона Камилло", который положил
начало серии из шести фильмов о сельском пасторе доне Камилло, длившейся
на протяжении девятнадцати лет. Но лучший фильм Фернанделя - комедия
Кристиан-Жака "Закон есть закон" (1958), где его партнером выступил
итальянский комик Тото. Этот фильм имел огромный успех, и не только во
Франции.
В 1960-х годах Фернандель все реже снимался в комедиях, предпочитая
мелодраматические сюжеты. Одна из последних его эксцентрических ролей -
сбежавший из сумасшедшего дома больной в фильме Жюльена Дювивье "Дьявол
и десять заповедей" (1962). В эти годы Фернандель вместе со своим
партнером по фильмам 1930-х годов Жаном Габеном создает кинокомпанию
"Гафер". Для Гафера Габен и Фернандель снялись вместе в фильме
"Неблагодарный возраст" (1964). Ностальгическими чувствами и
человечностью проникнута роль Фернанделя в картине "Поездка отца"
(1966). Последней работой актера в кино стала лента "Счастлив тот, кто
подобно Улиссу" (1970). Всего Фернандель за свою творческую жизнь сыграл
более чем в 150 фильмах, причем некоторые из лент 1950-х годов были
римейками его более ранних работ. Умер Фернандель 26 февраля 1971 года в
Париже. |