Геннадий Хазанов -
российский юморист, артист, актёр театра и кино, общественный деятель.
Геннадий Викторович Хазанов родился 1 декабря 1945 года в Москве. С
детских лет копировал чужие голоса, исполнял басни, миниатюры из
юмористических журналов, ТВ и радиопередач. В 14 лет ему удалось
познакомиться со своим кумиром - А. Райкиным; получил возможность бывать
на его спектаклях. Заканчивая десятилетку, а также без особого усердия
музыкальную школу, занимался в самодеятельности Московского
инженерно-строительного института, участвовал в студии МГУ "Наш дом".
После неудачных попыток поступить в Театральное училище им. Б. Щукина,
Школу-студию МХАТ со второй попытки зачислен в ГУЦЭИ. Его педагогом
стала Надежда Ивановна Слонова. В 1969 году окончив ГУЦЭИ, Xазанов -
конферансье в Государственном эстрадном оркестре РСФСР под управлением
Л. Утесова, с 1971 года - в Москонцерге.
Гастроли по всей стране начались еще в студенческую пору. Уже тогда в
репертуаре появился монолог учащегося кулинарного техникума. Робкий,
доверчивый "маленький человек", чье простодушие нередко оборачивалось
житейской мудростью, мгновенно стал всеобщим любимцем. Вместе с ним к
Хазанову пришла известность. Лауреат V Всесоюзного конкурса артистов
эстрады (1976) за исполнение монолога С. Альтова "Премия" и пародий на
А. Акопяна и Н. Озерова. Несмотря на массовый успех, не ограничивается
найденной маской "кулинара", а вскоре и вовсе от нее отказывается. В
1978 году он выпускает спектакль "Мелочи жизни" с участием балета
Московского театра эстрады. Сатирические монологи в образах "Попугай",
"Кот" надолго остались в концертном репертуаре Хазанова; в монологе
"Мечта" впервые появился трагикомический персонаж. Красочное,
музыкальное второе отделение спектакля целиком состояло из пародий (на А
.Пугачеву, Л. Лещенко, А. Райкина и др.), исполнявшихся как бы от имени
различных персонажей "Золотого ключика". В 1981 году - новый спектакль
"Очевидное и невероятное". В сатирических монологах "Пыль в глаза", "Бег
в мешке", "Нужная фамилия" и др. представали различные современные,
"отчеканенные" артистом типажи. Хазанов легко, изящно переходил от
созданных персонажей к самому себе, артисту, обладающему врожденным
даром контакта с публикой. В спектакле было много зрелищности, трюков,
снова участвовал балет; в завершающей лирико-сатирической миниатюре
"Инопланетянин" герой тщетно искал контакта с земной цивилизацией: "пить
научится - будут контакты", - грустно заключал артист.
Сатира Хазанов вызывала недовольство официальных лиц, с артистом
беседовали, наставляли; купюры в тексте приводили к появлению новых, еще
более острых реплик. В 1984 году последовало запрещение не только
спектакля, но и публичных выступлений. Популярность артиста еще выросла,
он продолжал выступать в клубах, на "закрыты" вечерах, в концертах без
указания в афише. Исчерпав для себя жанр монолога в образе, обращается к
рассказу, все меньше дорожит репризой. В 1986 году играет "Избранное",
решительно отказавшись от всякой зрелищности. Во всеоружии мастерства
Хазанов как бы вернулся к исходным рубежам, когда со своим номером
оказывался один на один со зрителем. Но создание целостного спектакля
увлекает артиста попрежнему. В 1987 году Хазанов, руководитель и
единственный актер театра МОНО, показывает премьеру "Масенькие
трагедии". Пять новелл Городинского в обрамлении пролога и эпилога с
гоголевским текстом превратились в театрализованные рассказы, отнюдь не
рассчитанные на "смеховую" реакцию публики. В каждом артист создавал
психологически углубленные характеры, настраивавшие на размышление о
смысле жизни, о драматизме человеческих судеб.
Реализацией мечты о "настоящем" театре стало участие в спектакле
"Игроки" (1992), поставленном С. Юрским на сцене МХАТ. Последние
программы "Чужие юбилеи" (1997), "Праздник, который всегда..." (1998)
построены, в основном, на вещах молодого автора из Томска Евгения
Шестакова. Много выступает на ТВ, не только с номерами, но и в разного
рода диалогах и интервью. С 1997 года Хазанов художественный руководитель
Московского государственного театра эстрады. |