Евгений Петросян -
российский писатель-юморист, народный артист России, артист разговорного
жанра и телеведущий. Евгений Ваганович Петросян родился 16 сентября 1945
года в Баку. С детства мечтал стать артистом. С двенадцати лет он
начинает активно участвовать в самодеятельности. Его первое публичное
выступление на сцене бакинского клуба имени Шаумяна со злободневным
фельетоном В. Медведева "Человека забыли", незабываемое ощущение
смеющегося зала решили его дальнейшую судьбу. Позже, в самодеятельной
труппе под руководством известной комедийной актрисы Маргариты Шамкорян,
он играл Афанасия Ивановича в "Сорочинской ярмарке" и Яшку-артиллериста
в "Свадьбе в Малиновке". Выступая в домах культуры вместе с
профессиональными артистами, читал басни, фельетоны, исполнял репризы,
конферировал в концертах большого эстрадного оркестра. Его комическое
дарование получило развитие в спектаклях "Осенние листья" (роль
Уста-Мурада) и "Доброго пути, Долорес" (роль инспектора полиции)
Народного театра под руководством Валентина Валентинова, куда Евгений
Петросян поступил незадолго до окончания школы. В 1961 году он блестяще
выдержал экзамены во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного
искусства Леонида Семеновича Маслюкова.
Дебют Евгения Петросяна на профессиональной сцене состоялся в 1962 году,
когда он в качестве конферансье вел выпускную программу ВТМЭИ "В жизни
раз бывает 18 лет", открывавшую собой второй сезон нового Московского
театра эстрады на Берсеневской набережной. Главные его усилия в то время
были направлены на поиски репертуара и на умение работать с ним. Он
знакомился с писателями-сатириками, учился у зрителя. Практика
начинающего артиста - гастроли по стране - и выступления в Москве с
программой "В жизни раз бывает 18 лет" давали возможность познавать азы
законов жанра, позволяла селекционировать номера таким образом, чтобы в
репертуаре оставались только удачные вещи. Когда программа "В жизни раз
бывает 18 лет" закончилась, Евгений Петросян ушел из коллектива. Он
начал готовить индивидуальные номера: публицистический фельетон М. Грина
"Береги честь смолоду" в программе Л. Маслюкова "Эстрадный автомат",
монолог "Опасный возраст" в программе "Вы их не знаете" Л. Мирова и Ф.
Липскерова. Его интермедия "Вступительное" А. Олицкого, построенная на
остроумной словесной путанице, на многие годы запомнилась зрителям.
В 1964 году Леонид Осипович Утесов пригласил Петросяна в свой оркестр
(Государственный эстрадный оркестр РСФСР) в качестве конферансье. За
несколько дней были подготовлены две большие интермедии с Утесовым
("Перелистывая страницы", "Где родился джаз"), сольные номера о джазе
("По правильному пути" и др.), об Утесове, о Ленинграде, в которых
удачно совмещались особенности концертов, актуальность социальных тем и
яркая индивидуальность артиста. Работая в оркестре Утесова, Петросян
продолжал выступать на эстраде: к концу 1965 года в его репертуаре было
уже около ста номеров. В числе наиболее популярных оказался монолог И.
Виноградского и В. Стронгина "Простой парень". По словам Евгения
Вагановича, если выступление в молодежной программе можно было считать
практикой, то работа в оркестре Утесова стала для него учебой в
академии. В дальнейшем более двадцати лет его творческая деятельность
была связана с Москонцертом.
В 1970 году Петросян стал лауреатом конкурса артистов эстрады. Вскоре у
него появились постоянные авторы (Г. Минников, М. Задорнов, Л. Натапов,
А. Хайт, Л. Измайлов), участились его выступления на телевидении, артист
начал выступать в правительственных концертах и вести уже солидные
программы, теперь практически только на центральных площадках. Он все
больше вплетал в конферанс тексты, которые не имели отношения к этому
жанру: моносценки, монологи в образах. С годами Евгений Петросян все
чаще думал о синтезе театра и эстрады. Начал сниматься в телетеатре
миниатюр "Наполовину всерьез", где его партнерами были Л. Гурченко, С.
Фарада, Г. Абрикосов (1973-1974), в телепрограмме "Артлото". Вместе с
конферансье Львом Шимеловым и Альбертом Писаренковым он выпускает
совместную программу "Трое вышли на сцену". Вскоре стало ясно, что это
не просто концерт: из этого зрелища можно и нужно было делать эстрадный
спектакль. Премьера состоялась в 1975 году в ЦДРИ. А за год до этого в
репертуаре артиста появился монолог А. Хайта "Эх, наука", с успехом
проживший на сцене более десяти лет. Именно с этого монолога начался
отсчет нового поколения номеров Петросяна - переход от конферанса к
номеру и от него - к сольной программе.
Евгений Ваганович - артист неутомимый, коллеги по театру называют его
"трудоголиком". Им подготовлено и выпущено семь пластинок-гигантов
миллионными тиражами, десятки сольных программ и телепередач. На
протяжении многих лет и по сей день в Московском театре эстрады с
большим успехом проходят программы и спектакли Петросяна, в большинстве
из которых он участвует не только как главный артист, но и как
режиссер-постановщик. В 1991 году Петросян удостоен почетного звания
Народный артист России. Признанным бестселлером 1994 года стала книга
"Петросян в стране анекдотов". При своем театре он создал Центр
эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории
эстрады XIX-XX веков: журналы, афиши, фотографии и многое другое. |