Упанишады - древнеиндийские
трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и
относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в
основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Упанишад
насчитывается в целом свыше сотни, но главными среди них являются так
называемые старые Упанишады, которых не более десятка. Временами их
создания считаются обычно ІX-VІ века до н.э. Так наназываемые младшие
Упанишады были выданы намного позже (последние века до н.э. - более
позднее средневековье). В Упанишадах религиозно мифологический
мировоззрение уже теряет свои господствующие позиции, в его недрах и
рядом с ним возникают другие формы общественного сознания. В ряде мест
говорится о существовании нескольких самостоятельных видов знания (наук
- видья), в числе которых кроме Вед и разного рода магических искусств
вспоминаются хронология, логика (риторика), этимология, грамматика,
наука чисел, астрономия, военная наука.
В особенную область знание складывается и философия. Правда, для ее
обозначения в Упанишадах еще не употребляется самостоятельного срока, но
о ее наличии свидетельствует и сам факт обсуждения многих чисто
философских проблем, и многоразовые заявления мыслителей Упанишад об
отличии провозглашаемых ими знаний не только от ведической мифологии и
ритуализма, но также и от повседневного сознания и от конкретных наук,
которые появляются низшим видом знания. Вместе с тем философия в
Упанишадах еще хранит сильную зависимость от религиозно мифологического
мировоззрению: как правило, у них признаются ведический ритуализм и
ведические боги, хотя последние поддаются уже обычно монотеистки или
монистической интерпретации, на первое место в Упанишадах выдвигается
второстепенное и эпизодическое божество ведичного пантеона - Брахман.
Содержанием философии в Упанишадах становится обсуждение таких
фундаментальных проблем, как место и назначение человека в системе
окружающего бытия, природа внешнего мира и человека, характер его жизни
и психики, граници и возможности его, познавательных способностей, нормы
его поведения и так далее. В большинстве случаев рассмотрение
философской проблематики проводится в рамках религиозно мифологического
мировоззрению. Вместе с тем в Упанишадах содержатся сводки и об учебах,
которые склонялись к материализму и атеизму и виступавших против
ведичной ортодоксии. Обычно эти учебы появляются ошибочными, они
поддаются ожесточенным нападкам, а их авторство приписывается демонам
(асурам) - врагам богов (иногда, впрочем, сообщается, что эти учебы
созданы самими богами для введения в заблуждение и погибель своих
врагов). Не удивительно потому, что при таком отношении господствующей в
Упанишадах религиозно идеалистической философии к оппозиционным ей
учебам последние получили здесь очень скупое освещение: чаще всего они
представлены лишь в виде простого упоминания, без раскрытия их
позитивного содержания.
Среди многих вопросов о природе, человеке и познании, в Упанишадах
доминирует проблема первопричины, первоосновы бытия, с помощью которого
объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Однако по
Упанишадам очень трудно возобновить исторический ход формирования тех
понятий, которые возлагались как такую первопричину всех явлений.
Приблизительно можно эти понятия расположить в такой последовательности.
Еда (Анна) как основа всякой жизни, именно жизнь (жизненное дыхание -
стираемая), тот или другой конкретный элемент вещества, - бхута, чаще
всего вода, их совокупность ли - вода, воздух, земля, огонь (иногда
добавляется пятый - эфир, акаша ли), внутренняя природа вещей, -
свабхава, вспоминаются учебы, которые считали первопричиной бытия
пространство (акаша) и время (калу), в нескольких местах говорится о
бытии вообще (сат) и небытии (асат) как первопричине всего сущего,
эпизодически вспоминается понятие материи (пракрити, прадхана), хотя его
содержание не раскрывается. |