Elite-Home

Драгоценные камни

На главную ║ Назад    Драгоценные камни

Сардоникс (Sardonyx)

 

   Сардоникс - минерал, один из разновидностей оникса. Название произошло от греческого слова "sarclolith", что в переводе означает "камень из Сарда". Ониксы могут иметь самые разные оттенки цвета. Для халцедон-ониксов характерны черные и белые полосы; карнеол-ониксы украшены красными и белыми полосами. На этом фоне сардониксы отличаются коричневыми, розоватыми, бурыми и белыми полосками. Все они относятся к ювелирно-поделочным камням, из которых делали украшения или использовали для резьбы. Чаще всего изображения вырезали на сардониксе, и многие подобные камеи и интальо находятся в Эрмитаже: "Голова Афины", "Адам и Ева", "Эдип и сфинкс", "Ка мея Гонзаго" и др. Известно, что в древности различали "мужские" и "женские" сардониксы. Последние отличались более мягкими оттенками цвета. Основные месторождения сардоникса расположены в Индии. Находят этот минерал и в других странах.

Камея Гонзага, Эрмитаж

   Сардониксы широко использовались в древности для вырезания камей и гемм. Камеями принято называть резные камни с выпуклым изображением. Иными словами камея - своеобразный миниатюрный барельеф на камне. Сардониксы с их чередующимися слоями различной окраски как нельзя лучше подходили для выполнения работ такого рода. При этом обычно изображения вырезались таким образом, чтобы нижний слой камня служил как бы фоном, для профиля или миниатюры резали из среднего и верхнего слоев. Искусство такой резьбы расцвело в Греции в конце IV века до н. э. Центром изготовления камей была Александрия. Одна из самых знаменитых камей, вырезанных на многослойном сардониксе, изображает парный портрет правителей Египта Птолемея II и его жены Арсинои. Их профили являются идеализированными образами, напоминающими Олимпийских богов. Впервые этот шедевр древней глиптики упоминается в 1542 году при описании сокровищ Людовико Гонзага - правителя итальянского города Мантуи. Она сменила много владельцев: была собственностью шведской королевы Христины, хранилась в Ватикане в библиотеке папы Пия VI. Затем Камея Гонзага попала во Францию, где перешла в руки первой жены Наполеона Жозефины Богарнэ. После разгрома наполеоновских войск Жозефина подарила ее русскому императору Александру I, который сохранил семейству Богарнэ его положение и доходы. В 1814 году он передал Камею Гонзага в Эрмитаж, где она хранится до сих пор. Питер Пауль Рубенс считал ее самой прекрасной геммой в Европе, изображающей парный портрет.
 

На главную ║ Назад    Драгоценные камни

Рейтинг@Mail.ru