Elite-Home

Константин Николаевич Вентцель

На главную ║ Назад    Известные педагоги

 

Константин Николаевич Вентцель (Konstantin Nikolayevich Ventsel)

 
   Константин Николаевич Вентцель - русский педагог. Константин Николаевич Вентцель родился 24 ноября 1857 года в Петербурге. В 1891 году Вентцель перебирается в Москву, и четверть века работает в статистическом отделении городской управы. Это была ненавистная Вентцелю рутинная служба ради куска хлеба, нужная для того, чтобы прокормить семью. Все же остальное время он уделял захватившей его гуманистической проблеме - как сделать человека свободным, счастливым, освободить его от невидимых цепей духовного рабства. Он яростно протестовал против интеллектуализма традиционной педагогики, критиковал вербализм господствующей практики воспитания и обучения. В годы Первой русской революции Вентцелю и его единомышленникам из "Общества друзей естественного воспитания" наконец предоставляется реальная возможность приступить к осуществлению своих идей на практике. 1 сентября 1906 года в Москве они открывают Дом свободного ребенка. Это была своеобразная община, объединяющая детей, их родителей и педагогов; содружество, основанное на идеях братства, свободы и справедливости, в котором ребенок становился подлинным центром педагогической вселенной. Дом свободного ребенка явился качественно новым воспитательно-образовательным учреждением. В основу учебного процесса были положены потребности и запросы самого ребенка, которые всемерно стимулировались и развивались педагогами.
   Большое внимание Вентцель и его единомышленники уделяли привлечению родителей в круг идей свободного воспитания, а главное - претворению этих положений в жизни семьи. В 1908 году открылся Родительский клуб, главной целью которого являлось содействие сближению и единению родителей в деле свободного воспитания их детей. В клубе были созданы музей образцовых детских игрушек, предметные кабинеты, мастерские, организованы курсы по педагогике, имелась библиотека с литературой воспитательного характера. Хотя Дом свободного ребенка просуществовал недолго (до середины 1909 года) и пал жертвой прежде всего материальных трудностей, он явился наглядным доказательством возможности воплощения в жизнь принципа отделения школы от государства, полной автономии школы. На основе накопленного опыта Вентцель смог в своих программных книгах "Теория свободного воспитания и идеальный детский сад", "Новые пути воспитания и образования детей" существенно обогатить теорию свободного воспитания. В отличие от официальной педагогики, дрессирующей ребенка и подгоняющей его под определенный шаблон, теория свободного воспитания делала ребенка центром воспитательной и образовательной деятельности. Воспитанию предполагалось придать активный характер, опереться на самодеятельность ребенка во всех ее формах. В нравственном воспитании акцент делался на содействии ребенку в выработке своей личной нравственности и религии, реализации права быть "свободным искателем и творцом духовных ценностей". Важнейшее значение придавалось учету индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Вентцель считал, что "систем воспитания должно быть столько, сколько существует детей".

   После Февральской революции 1917 года Вентцель решительно переходит от проповеди борьбы за освобождение ребенка к провозглашению битвы за свободу от "цепей невидимого рабства" всех людей, к призыву осуществлять вместе с социальным переворотом педагогическую революцию, которую он трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования молодого человека. Он был убежден, что только через свободное воспитание придет для человечества спасение, только через воспитание из каждого ребенка свободной творческой личности будет достигнуто создание нового типа человека. Квинтэссенцией этих взглядов Вентцеля стала знаменитая "Декларация прав ребенка", опубликованная в сентябре 1917 года и являющаяся своеобразным гуманистическим манифестом. Прежде всего, он носит "субъектный" характер; в нем ребенок выступает не пассивным потребителем, дожидающимся, что государство и общество удовлетворят его насущные потребности, а активной, действенной силой. Это провозглашается уже в преамбуле Декларации: "Молодое поколение должно само бороться за свое освобождение". В свете данного принципа становится понятнее наиболее "шокирующий" принцип Вентцеля: "Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями". Данный посыл последовательно проходит через Декларацию: "Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения. Воспитание и образование на всех его ступенях являются свободным делом ребенка. Каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью".
   После Октябрьской революции Вентцель не только сохранил, но и укрепил свои убеждения. Стремясь спастись в огненной стихии Гражданской войны, Вентцель в 1919 году переезжает из Москвы в Воронеж, где искренне пытается приспособить идеалы свободного воспитания ребенка к постулатам Единой трудовой школы, которые воспринимал вначале как гуманистические. Однако постепенно, осознавая всю тщетность этих замыслов, он подходит к главной теме своей последующей жизни - идее космической педагогики, или, как она пока нарекалась, "религии творческой жизни". Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими, Вентцель приходит к выводу о необходимости создания новой религии, которую он называл Религией Живого Творческого Развивающегося Бога - Единой Целостной Жизни и Вселенной. Трактуя ее как творческое жизнепонимание, жизнечувствование и жизнеустремление духовно освобожденного человека, которое допускает бесконечное разнообразие индивидуальных форм своего выражения, он подчеркивал, что эта религия отрицает, какой бы то ни было догматизм. По замыслу Вентцеля, она должна была строиться на цельном, едином, гармоническом сознании свободной творческой личности, расширяющемся во все стороны, достигающем наибольшего своего выражения и глубины. Умер Константин Николаевич Вентцель 10 марта 1947 года в Москве.
 
   По материалам: http://www.vestnik.edu.ru/.

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Рейтинг@Mail.ru