Elite-Home

Станислав Теофилович Шацкий

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Станислав Теофилович Шацкий (Stanislav Teofilovich Shatsky)

 
   Станислав Теофилович Шацкий - российский педагог. Станислав Теофилович Шацкий родился 1 июня 1878 года в селе Воронино, Смоленская область, Россия. Окончил Московский университет и отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета (1903). Педагогическую деятельность начал в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где им совместно с Зеленко А. У. и другими педагогами были учреждены первые в России детские клубы, летняя колония в Щёлкове (близ Москвы). В 1906 году организовал в Калужской губернии на общественные средства общество "Сетлементъ", которое в 1908 году было закрыто полицией за пропаганду и за попытку "проведения социализма среди детей", а сам Шацкий. был арестован. С 1909 году руководил обществом "Детский труд и отдых". В 1911 году вместе с женой на деньги Морозовой М. К. организовал летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь". На лето приезжали 60-80 человек из числа детей, посещавших детские клубы. Основой жизни детей в колонии был физический труд. Станция была комплексом научно-исследовательских учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции Шацкого легла идея "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде. Организующим ядром школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности в коллективе. Исследовал проблемы детского коллектива; содержание и методы работы с детьми изложил в монографии "Бодрая жизнь" (1914). Занимался дошкольной педагогикой.
   После Октябрьского переворота Шацкий активно участвовал в строительстве советской школы, развернув теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа. В основу его концепции легла идея организации "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде. Организующим началом школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание в единстве с трудовым воспитанием. В 1919-1932 годах руководил работой 1-й Опытной станции по народному образованию наркомата просвещения РСФСР. Сюда вошли опытные учреждения - детские сады и школы 1-й и 2-й ступени. Под руководством Шацкого в этих учреждениях разрабатывались и на практике проверялись организация, содержание и методы учебно-воспитательной и общественной работы советской школы и вопросы подготовки учителей в процессе их педагогической деятельности. Шацкий понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается из физического труда, игр, занятий искусством, умственной деятельности, социальной жизни. Он считал, что труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознают его необходимость для детского коллектива, рассматривают свой труд как частицу общего труда. Соединение обучения с трудом, с общественно полезной работой придаёт всему обучению жизненный характер, делает процесс учения более осмысленным, а знания сознательными и действенными. Шацкий разработал методику организации общественно полезной работы школьников, согласно которой общественно полезная работа должна быть полна смысла для самих детей, соответствовать их силам и возможностям, должна их эмоционально поднимать. Только при этих условиях общественная работа школьников является сильным средством социалистического воспитания. Большое значение Шацкий придавал учёту влияния среды на формирование личности ребёнка. Школа, по его мнению, является организатором массового воспитания детей, центром, направляющим воспитательную работу. Шацкий подчёркивал, что в процессе обучения необходимо применять такие методы, которые бы давали возможность опереться на реальный опыт ребёнка. Важное значение педагог придавал воспитанию у учащихся умения работать, самостоятельно приобретать знания. Большое внимание Шацкий уделял подготовке и переподготовке учителей. Он считал, что эта работа, как и работа педагогических институтов, должна проходить в трёх направлениях: научно-исследовательском, курсовом и практическом. В 1932-1934 годах он был директором Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории наркомпроса РСФСР. Умер Станислав Теофилович Шацкий 30 октября 1934 года в Москве.

 
   По материалам: http://www.emc.komi.com/.

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Рейтинг@Mail.ru