Elite-Home

Владимир Яковлевич Стоюнин

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Владимир Яковлевич Стоюнин (Vladimir Iakovlevich Stoiunin)

 
   Владимир Яковлевич Стоюнин - русский педагог и публицист. Владимир Яковлевич Стоюнин родился 16 декабря 1826 года в Санкт-Петербурге. Получил среднее образование в Санкт-Петербургском училище при церкви святой Анны и в Санкт-Петербургской 3 гимназии. Еще в гимназии Стоюнин начал писать стихи. Живое воображение и мечтательность юноши побудили его поступить на Восточный факультет Санкт-Петербургского университета; он думал о службе при посольстве в Персии или Турции. Много занимался и по Историко-филологическому факультету. Необходимость поддерживать мать и сестер заставила его отказаться от прежних замыслов и давать уроки, сперва частные, затем в 3-й гимназии, в которой он и оставался до 1871 года, являясь не только прекрасным преподавателем, но и наставником в высшем смысле этого слова. Преподавал также русский язык и словесность в 1-м Мариинском училище и в Мариинском институте. В 1871 году Стоюнин был назначен инспектором московского Николаевского сиротского института. И здесь он быстро сумел привлечь к себе учащих и учащихся. Не все, однако, хотели понять высокие педагогические идеалы Стоюнина, и в 1874 году Стоюнин принужден был покинуть любимое призвание. В 1881 году, когда его жена, Мария Николаевна Стоюнова, открыла в Санкт-Петербурге частную женскую гимназию, Стоюнин опять взялся за живое педагогическое дело. Преподавая русский язык, словесность, историю и кроме того руководя, как инспектор, новой школой, он имел полную возможность проводить здесь свои принципы. Гимназия, благодаря своему инспектору, быстро заняла выдающееся место.
   Литературные труды Стоюнина можно разделить на три группы. К первой принадлежат статьи по истории образования в России и по разным общепедагогическим вопросам: "Педагогические сочинения". Главную особенность их составляет то, что вопросы образования и воспитания разбираются в тесной связи с условиями современного быта, на которые автор отзывается чрезвычайно чутко, являясь педагогом-публицистом. Исходным пунктом воззрений Стоюнина является требование, чтобы "школа наша могла назваться национальной". "Дело школы можно рассматривать только в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предназначается".

   Вторую группу работ Стоюнина составляют разные пособия и руководства для преподавания родного языка и словесности: "Высший курс грамматики", "О преподавании русской литературы", "Руководство для исторического изучения русской литературы", "Руководство для теоретического изучения литературы", "Русский синтаксис"; "Русская классная хрестоматия для низших классов", "Руководство для преподавателей"; школьные издания сочинений Фонвизина, Грибоедова, Пушкина. Взгляды Стоюнина на задачи и методы изучения словесности изложены в книге "О преподавании русской литературы", которая должна быть настольной книгой каждого преподавателя, в особенности начинающего. Стоюнин предлагает ограничиться небольшим количеством словесных произведений, но вести дело по указанному способу, который содействует всестороннему развитию учащихся. Восставая против общих характеристик, бессвязного исчисления фактов, имен, годов, без непосредственного знакомства с самыми произведениями, Стоюнин в то же время требует исторического изучения литературных произведений, т. е. рассмотрения вопроса о том, какое значение имел писатель для общества своего времени.
   Третья группа работ Стоюнина посвящена истории литературы. Сюда принадлежат исследования и статьи о Пушкине, Шишкове, Кантемире, Княжнине, Кольцове и др. Кроме того, Стоюнин поместил ряд литературных и театральных рецензий и статей самого разнообразного содержания, особенно в журналах и газетах: "Музыкальный и Театральный Вестник", "Русский Мир", "Порядок", "Вестник Европы". Умер Владимир Яковлевич Стоюнин 4 ноября 1888 года в Санкт-Петербурге.
 
   По материалам: http://www.peoples.ru/.

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Рейтинг@Mail.ru