Elite-Home

Мирза Исмаилович Махмутов

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Мирза Исмаилович Махмутов (Mirza Ismailovich Mahmutov)

 
   Мирза Исмаилович Махмутов - российский педагог и лексикограф. Мирза Исмаилович Махмутов родился 1 мая 1926 года в селе Алтар, Лямбирьский район, Мордовия, Россия. Окончил Иркутское военное авиатехническое училище, Московский военный институт иностранных языков Советской Армии. С 1944 до 1956 года служил в Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне. Работал преподавателем арабского языка в Казанском государственном университете (1956-1958), министром просвещения Татарской АССР (1958-1979), с 1976 года - директор НИИ профтехпедагогики СССР.
   Основные труды - в области теории и практики педагогики. Махмутов разработал теорию проблемности в педагогике; обосновал концепцию проблемного обучения как дидактическую систему развития мышления учащихся; разработал концепцию методов развивающего обучения; определил метод как систему регулятивных принципов и правил педагогического взаимодействия учителя и учащихся по решению дидактических задач, а не как способ действия, предложил новую номенклатуру методов, отражающих разные уровни познавательной самостоятельности учащихся; ввел в педагогику понятие "бинарности" методов как целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся в процессе изучения учебного материала. На основе проблемного обучения ученый предложил новую концепцию урока в общеобразовательной и профессиональной школах, разработал его структуру и схему построения, в которой обосновано интегративное единство дидактической, логико-психологической и методической структур урока; разработал оригинальную концепцию педагогических технологий, нацеленных на формирование способов мыслительной деятельности учащихся.

   С 1976 года Махмутов организовал исследования по проблемам профессионально-технического образования в созданном с его участием и руководимом НИИ профтехпедагогики АПН СССР; разработал концепцию исследований института на основе реализации принципов политехнизма, профессиональной направленности, проблемности, мотивации, преемственности, межцикловых связей. Разработал принцип интеграции общего и профессионального образования в СПТУ. В 1992 году создал новый тип высшего научного заведения - Татарско-американский региональный институт (ТАРИ) и до 1995 года был его ректором, руководил разработкой учебных планов и технологий обучения по модели американских общинных колледжей. В 2001 году создал центр арабской культуры "Аль-ходара".
   Теоретические работы Махмутова, его научная школа признаны в России и других странах. Им опубликовано более пятисот работ, в том числе монографии "Теория и практика проблемного обучения", "Проблемное обучение. Основные вопросы теории", "Современный урок и вопросы теории", "Организация проблемного обучения в школе", имеющие фундаментальное значение для развития и перестройки современной педагогики. Известны работы Махмутова как лексикографа и востоковеда. Он автор "Школьного русско-татарского словаря", "Арабско-татарско-русского словаря заимствований", "Толкового словаря русского языка для нерусских учащихся" и книги "Пророк Мухаммед" - учебного пособия по исламу для российских школ. Под редакцией Махмутова издан Коран в переводе на татарский язык (2000). Им сделано более двадцати докладов на международных конференциях за рубежом, в том числе на арабском и английском языках. Под научным руководством Махмутова подготовлено более сорока кандидатских и десяти докторских диссертаций. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двенадцатью медалями, Почетными грамотами Республики Татарстан, Министерства просвещения СССР, РСФСР, Академии педнаук СССР и др. Умер Мирза Исмаилович Махмутов 25 марта 2008 года в Казане.
 
   По материалам: http://www.antat.ru/.

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Рейтинг@Mail.ru