Elite-Home

Антон Семёнович Макаренко

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Антон Семёнович Макаренко (Anton Semenovych Makarenko)

 
   Антон Семёнович Макаренко - украинский и советский педагог и писатель. Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье, Харьковская губерния, Украина. В 1904 году окончил 4-классное училище в городе Кременчуге, затем годичные учительские курсы. В 1905-1914 годах преподавал в железнодорожных училищах. В 1916-1917 годах служил ратником в действующей армии, демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 году с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт, написав выпускное сочинение "Кризис современной педагогики". Имея реальные перспективы научной карьеры, с 1918 года, однако, избрал путь практической педагогики, работал инспектором Высшего начального училища в городе Крюков Посад Кременчугского уезда, заведовал начальным городским училищем в Полтаве. С сентября 1920 года - заведующий Полтавской колонией для правонарушителей, где решил осуществить методику "горьковского отношения к человеку". Именно Горькому в 1914 году отослал Макаренко на отзыв свой первый рассказ "Глупый день", а с 1925 года состоял с ним в переписке. В 1928 году Горький, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной.
   Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу, Макаренко, вопреки распространенной концепции врожденной доброкачественности или порочности людей, в духе коммунистического неопросветительства исходил из принципа правильного воспитания как определяющего условия для формирования достойного человека. Доказывать это бескорыстный энтузиаст начал в полуразрушенных зданиях первой колонии на зыбучих песках, а с 1927 года - под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Последовавшие вскоре беспрецедентные успехи педагога-новатора были основаны на использовании огромного воспитательного потенциала коллектива, сочетании школьного обучения с производительным трудом, соединении доверия и требовательности. Первые статьи Макаренко о колонии появились в 1923 году в полтавской газете "Голос труда" и в журнале "Новыми стежками". В 1927 году были написаны первые главы "Педагогической поэмы". Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии для широкого внедрения своего опыта, однако в связи с нападками со стороны педагогической общественности, после объявления летом 1928 года Наркомпросом Украины его системы воспитания "несоветской", подал заявление об уходе с работы. В 1932 году опубликовал первое большое художественно-педагогическое произведение "Марш 30 года" - цикл очерков, объединенный основными действующими лицами, пока еще в краткой форме, но уже в свойственной Макаренко документально-"кинематографической", неявно-наставительной манере, лишенной сентиментальности, тяготеющей к юмору как своеобразному "смягчающему" способу передачи остроты внутренних переживаний и внешних коллизий, рассказывающий о жизни воспитательной колонии новаторского типа.

   С 1928 года Макаренко работает над формированием нового коллектива - коммуны им. Ф. Э. Дзержинского под Харьковом, которая не только способствовала перевоспитанию "трудных" подростков в процессе коллективного труда, но и окупала самое себя, давая государству огромную прибыль, и даже начала выпуск сложных приборов - фотоаппаратов ФЭД и первой модели отечественных электросверлилок, что выразилось в названии следующей книги Макаренко - ФД-1 (1932). С помощью Горького в 1933-1935 годах была издана Педагогическая поэма, вскоре принесшая ее автору всемирную известность и открывшая новую страницу в истории педагогики. Уникальное художественное произведение о научном творчестве в области практического воспитания, оно не только показывало путь должного развития личности, основанный на принципе целеполагания, "положительной" активности, продуктивности, гуманистической взаимопомощи и социальной ответственности и, главное, уважительного доверия к человеку, но и давало живые и убедительные типы воспитанников с разнообразными, зачастую агрессивными задатками и сложными судьбами, эволюцию их характеров, а также подкупающий правдивостью образ самого Макаренко - наставника, организатора, старшего друга, раскрывая процесс воспитания в конкретных ситуациях, психологический динамизм которых проявлялся главным образом в диалогах с их эффектом читательского присутствия и тонкой речевой индивидуализацией. В 1933 году, после того как Харьковский театр стал шефом руководимой им коммуны, Макаренко пишет пьесу "Мажор", нацеленную на передачу бодрого, жизнерадостного настроя коммунаров. Следующей была "производственная" пьеса из жизни заводских оптиков, борющихся за устранение брака, - "Ньютоновы кольца". Макаренко написал также сценарии "Настоящий характер", "Командировка", роман "Пути поколения" (незакончена).
   В 1935 году Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины, куда в сентябре 1936 года на него из коммуны им. Ф. Э. Дзержинского поступил политический донос. Писателю дали возможность "скрыться", он переехал в Москву (1937), где завершил работу над "Книгой для родителей" (1937). Повести "Честь" (1937-1938) и "Флаги на башнях" (1938) продолжили темы предшествующих художественно-педагогических произведений писателя, но уже в романтически-апологетической тональности, акцентируя не столько трудности процесса, сколько блеск успешного результата многолетних усилий и отточенной педагогической техники. Активная публицистическая и литературно-художественная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939 года.
 
   По материалам: http://imp.rudn.ru/.

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Рейтинг@Mail.ru