Elite-Home

Иван Иванович Бецкой

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Иван Иванович Бецкой (Ivan Ivanovich Betskoy)

 
   Иван Иванович Бецкой - русский государственный деятель, педагаг. Иван Иванович Бецкой родился 3 февраля 1704 года в Стокгольме. Получив сначала под руководством отца "преизрядное учение", Бецкой был послан для дальнейшего образования в Копенгаген, в местный кадетский корпус. Затем недолго служил в датском кавалерийском полку. Он долго путешествовал по Европе, а 1722-1726 годы провел "для науки" в Париже, где, вместе с тем, состоял секретарем при русском после и был представлен герцогине Иоанне Елизавете Ангальт-Цербстской (матери Екатерины II ), которая и в то время, и впоследствии относилась к нему очень милостиво. В России Бецкой сначала состоял флигель-адъютантом при отце в Киеве и в Москве, а в 1729 году определился на службу в коллегию иностранных дел, от которой нередко был посылаем в качестве кабинет-курьера в Берлин, Вену и Париж. Благодаря отцу и единокровной сестре Анастасии Ивановне, жене принца Людвига Гессен-Гамбургского, Бецкой стал близок ко двору Елизаветы Петровны. Роль его в перевороте в ночь с 24 на 25 ноября 1741 года, возведшем на престол Елизавету, раньше считалась значительной, но исследованиями П. М. Майкова установлено, что он совсем не принимал участия в этом деле. Вследствие происков канцлера Бестужева Бецкой был принужден в 1747 выйти в отставку. Он выехал за границу и по дороге туда старался, по собственным его словам, "ничего не пропустить из пространной живой книги природы и всего виденного, выразительнее всяких книг научающей почерпнуть все важные сведения к большому образованию сердца и ума". За границей Бецкой прожил 15 лет, преимущественно в Париже, где посещал светские салоны, свел знакомство с энциклопедистами и путем бесед и чтения усвоил себе модные тогда идеи.
   Петр III в начале 1762 года вызвал Бецкого в Петербург и назначил главным директором канцелярии строений и домов его величества. Бецкой всегда равнодушно относился к политике в собственном смысле. Екатерина, знавшая Бецкого с самого приезда своего в Россию, приблизила его к себе, оценила его образованность, изящный вкус, его тяготение к рационализму, на котором и сама воспиталась. В дела государственные Бецкой не вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область - воспитательную. Указом 3 марта 1763 года на него было возложено управление Академией Художеств, при которой он устроил воспитательное училище, а 1 сентября того же года был обнародован манифест об учреждении московского воспитательного дома по плану, составленному, согласно одним данным, самим Бецким, согласно другим - профессором Московского университета А. А. Барсовым , по указаниям Бецкого. По мысли Бецкого, в Петербурге было открыто "воспитательное общество благородных девиц" (впоследствии Смольный институт), вверенное его главному попечению и руководству. В 1765 году он был назначен шефом сухопутного шляхетного кадетского корпуса, для которого составил устав на новых началах. В 1773 году, по плану Бецкого и на средства Прокопия Демидова, было учреждено Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей. Вверив Бецкому руководство всеми учебными и воспитательными заведениями, Екатерина одарила его большими богатствами, значительную долю которых он отдавал на дела благотворительности и особенно на развитие воспитательных учреждений. По образцу московского Бецкой открыл воспитательный дом и в Петербурге, а при нем учредил вдовью и сохранную казны, в основу которых легли сделанные им щедрые пожертвования. В 1778 году Сенат в торжественном заседании поднес Бецкому выбитую в его честь большую золотую медаль (беспримерный случай), с надписью: "За любовь к отечеству".
   В качестве директора канцелярии строений Бецкой много способствовал украшению Петербурга казенными постройками и сооружениями; самыми крупными памятниками этой стороны его деятельности остались монумент Петру Великому (Фальконета), гранитная набережная Невы и каналов и решетка Летнего сада. К концу жизни Бецкого Екатерина охладела к нему, лишила его звания своего чтеца. Из ее выражения: "Бецкой присвояет себе к славе государской" можно думать, что причина охлаждения коренилась в уверенности императрицы, что Бецкой единственно себе приписывает заслугу воспитательной реформы, между тем как Екатерина и сама претендовала на значительную роль в этом деле. Бецкой скончался в Петербурге 31 августа 1795 года и погребен в Александро-Невской лавре.

   Основные начала предпринятой Бецким воспитательной реформы изложены им в докладе: "Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола", утвержденном императрицей 12 марта 1764 года. Ни в этом документе, ни в других однородных с ним актах (уставы шляхетского корпуса и воспитательных домов) Бецкой не обнаруживает самостоятельного идейного творчества. В "Генеральном учреждении" - общими афористическими выражениями, а в уставах - по пунктам, в приложении к практическим надобностям, изложены педагогические воззрения западноевропейского рационализма. Творчество Бецкого состоит лишь в том, что он из далеко не совпадающих воззрений Локка, Руссо и Гельвеция, принимая одно и отбрасывая другое, составил цельную эклектическую систему. В ее основе лежала задача создать новую породу людей. Образ нового человека определенно у Бецкого нигде не рисуется, но, судя по разбросанным замечаниям, главной его чертой было отсутствие тех отрицательных свойств, которые были характерны для современников. Отдельные положительные штрихи таковы: "Человек, чувствуя себя человеком, ...не должен допускать поступать с собою как с животным"; "чтобы с изящным разумом изящнейшее еще соединялося сердце"; "человек должен познать правила гражданской жизни".
   Средством достижения "новой породы" является воспитание. Не отрицая значения общего образования, образования ума, Бецкой центр тяжести переносит на образование сердца, на воспитание. "Корень всему злу и добру - воспитание", говорит он. "Украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях". Согласно с Руссо, Бецкой признает, что человек от природы не зол, а добр, и душа ребенка подобна воску, на котором можно писать что угодно. Бецкой предлагает воспитательным учреждениям писать на ней доброе: "Утверждать сердце юношей в похвальных склонностях, возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтобы страшились праздности; научить их пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных, несчастливых; обучать их домостроительству..., особливо же вкоренять в них... склонность к опрятности и чистоте". Важно образовать в этом направлении сначала первое поколение, "новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и так следуя из родов в роды, в будущие веки".
   Образованию отводится тоже значительная роль, но она уступает роли воспитания в выработке характера, и, во всяком случае, предпочтительно образование общее, а не специальное. Приписывая такое могущество воспитанию, которому "даруется новое бытие и производится новый род подданных", Бецкой возлагал обязанность воспитывать народ на государство: только ему под силу такая задача. Но воспитание не может достигнуть своей цели, если первые воспитываемые поколения не будут совершенно изолированы от смежных с ними старших, погрязших в невежестве, рутине и пороках. Эту мысль, лишь слегка намеченную Руссо ("нет врожденных пороков и злодейств, но дурные примеры их внушают"), Бецкой развил до крайних пределов. Между старым поколением и новым, по мысли Бецкого, надо создать искусственную преграду, дабы первое, "зверообразное и неистовое в словах и поступках", лишилось возможности оказывать какое-либо влияние на второе. Такой искусственной преградой должны были служить закрытые учебные заведения (интернаты), где, под руководством просвещенных наставников, дети и юноши выдерживались бы до тех пор, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум, т. е. до 18-20 лет.
   Подобно Локку, Бецкой признавал значение физического воспитания и необходимость считаться с темпераментом ребенка, а подобно Руссо "полагал надобность следовать по стопам натуры, не превозмогая и не переламывая ее, но способствуя ей". С идеей педагогической Бецкой сливал и политико-социальное стремление: создать в России образованное третье сословие, "третий чин людей". Он видел, как росло на Западе нравственное, политическое и особенно экономическое значение этого сословия, и сожалел, что в России только "два чина установлены: дворяне и крестьяне", а купцы, мещане, ремесленники и связанные с этими званиями отрасли государственной жизни значения не имели. "Прямое намерение нового учреждения (Воспитательного дома) - произвести людей способных служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах". Устройство ряда заведений (воспитательные дома, мещанские училища при шляхетном корпусе и при Академии Художеств), помимо своих прямых и непосредственных задач - воспитывать безродных детей, дать образование детям низших классов, - имело целью именно создание этого "третьего чина людей".
 
   По материалам: http://persona.rin.ru/.

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Рейтинг@Mail.ru