Elite-Home |
|
Пётр Францевич Лесгафт |
|
║ На главную ║ Назад Известные педагоги ║ |
|
Пётр Францевич Лесгафт (Peter Franzevich Lesgaft) |
|
Пётр Францевич Лесгафт - русский биолог, анатом,
антрополог, врач и педагог. Пётр Францевич Лесгафт родился 20 сентября
1837 года в Санкт-Петербурге. В 1861 году окончил Медико-хирургическую
академию в Петербурге и был оставлен при ней для научной работы. С 1865
года - доктор медицины, с 1868 года - профессор, заведующий кафедрой
физиологической анатомии в Казанском университете. В 1871 году за
выступление против произвола реакции части профессуры и властей
Казанского университета был уволен. Вернувшись в Петербург, занимался
научной работой. В 1872-1874 годах руководил кружком русских женщин,
впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии. В
1874-1886 годах работал в области организации физического воспитания и
образования в военно-учебных заведениях. В 1877 году основал
учебно-гимнастические курсы для офицеров при 2-й Петербургской военной
гимназии. В 1886-1897 годах читал лекции по анатомии на естественном
факультете Петербургского университета, на Рождественских женских
курсах. В 1893 году организовал Биологическую лабораторию. Созданные
Лесгафтом в 1896 году Курсы воспитательниц и руководительниц физического
образования явились прообразом созданных впоследствии в СССР и других
странах вузов физической культуры. Как общественный деятель и учёный Лесгафт сформировался под влиянием революционно-демократического движения в России 60-х годов 19 века. Он активно боролся за развитие народного образования в России, многое сделал для организации женского образования. В 1905-1906 годах Лесгафт открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге. За прогрессивную общественную деятельность подвергался преследованиям правительства. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, "направленным упражнением", на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе теории физического воспитания Лесгафта лежит принцип единства физического и умственного развития человека. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали Лесгафту основание рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Большое значение Лесгафт придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребёнка. Рассматривая закономерности воспитания ребёнка в семье, формирования его темперамента и характера, Лесгафт даёт анализ биологических основ наследственности и развития детей. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребёнка. Лесгафт стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии, однако считал педагогику "филиальной ветвью биологических наук". Умер Пётр Францевич Лесгафт 28 ноября 1909 года недалеко от Каира. |
|
По материалам: http://www.tonnel.ru/. | |
║ На главную ║ Назад Известные педагоги ║ |
|
|