Elite-Home

Януш Корчак

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Януш Корчак (Janusz Korczak)

 
   Януш Корчак - польский педагог, писатель, врач. Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) родился 22 июля 1878 года в Варшаве. Учился в гимназии и работал гувернером в богатых домах. Зарабатывал на жизнь репетиторством, помогая семье. Еще не окончив гимназии, Генрик в совершенстве владел польским, еврейским и русским языками. Хорошо знал немецкий и французский. В 1898 году Генрик Гольдшмит оканчивает русскую гимназию и становится студентом медицинского факультета Варшавского университета. С первого курса начинает активную журналистскую деятельность под псевдонимом - Януш Корчак. В 1904 году Корчак заканчивает университет и начинает работать врачом-педиатром в одной из детских больниц Варшавы. В том же 1904 году Корчак участвует в русско-японской войне в качестве врача полевого госпиталя. Часто рискуя собственной жизнью, спасает множество раненых. По возвращению с войны Корчак снова работает в одной из детских клиник. В 1905 году выходит первая повесть Корчака - "Дитя Гостиной", принесшая автору первый успех и заслуженную известность. Писательский труд становится неотъемлемой частью жизни Корчака, в одном ряду с работой в детских клиниках. Каждый день, на протяжении семи лет, Корчак без устали врачует не только тела, но и души детей. Делает все возможное и невозможное, чтобы защитить малышей от одиночества и отчаяния, боли и нестерпимого унижения.
   Оказавшись в детских клиниках Парижа и Лондона, и сравнивая их с российскими, Корчак испытывает не проходящее чувство стыда. Корчак одним из первых попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых. Он не просто заявил, а многократно подтвердил на деле, что воспринимает больных детей, как равных себе, и готов разделить все их страдания. С завидной последовательностью и решительностью Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира, не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель. А главной поддержкой и радостью на избранном многотрудном пути, становится для Корчака бесконечное доверие и сокровенные надежды детей. Начало начал Корчак видит в кардинальном преобразовании детского воспитания. В 1907 и 1908 годах Корчак работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляют сироты и дети из малоимущих еврейских семей.
   В 1914 году начинается Первая мировая война, и Корчак на четыре года становится ординатором полевого госпиталя русской армии. В кровавые годы мировой бойни Корчак снова и снова спасает человеческие жизни. Четыре года проведет Корчак в скитаниях по дорогам войны. От Восточной Пруссии до Тернополя. Весной 1917 года Корчак откомандирован для работы врачом в польских и украинских детских приютах. Целый год он живет в Киеве, где знакомится с известной польской общественницей - Марией Фальской. После окончания войны Корчак вместе с Фальской организует варшавский детский приют "Наш Дом". Именно в страшные военные годы зарождается одна из главных педагогических книг Корчака - "Как любить ребенка" (1918). Книга, ставшая во многом жизненным кредо автора. Суть его - размышлений о ребенке и детстве. Всей своей жизнью фантастического педагога-творца Корчак неустанно вершил свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого из своих питомцев. Упорно, но чрезвычайно нежно подводил каждого мальчишку и девчонку к "добру, красоте и свободе". С неимоверной изобретательностью помогал детским душам избавляться от конформизма и эгоцентризма, обретать внутреннюю самостоятельность и чувство собственного достоинства. Корчак не только неустанно заявлял о несправедливости общества к детям. Он ярко и талантливо подтверждал свои мысли и требования ежедневными делами, интереснейшими книгами, неординарными статьями, самобытными передачами на польском радио.

   В 1918 году Корчак окончательно возвращается в Варшаву. За двадцать лет, выпавших между двумя мировыми войнами, Корчак становится мозговым центром и душой двух приютов - "Наш дом" и "Дом Сирот", где создает своеобразную детскую республику, крошечную ячейку равенства и справедливости. Помимо конкретной работы с детьми, Корчак успевает воплотить свой опыт в книги. Лучшие из них: "Воспитательные моменты" (1919), "О школьной газете" (1921), программная книга - "Право ребенка на уважение" (1929), "Правила жизни" (1930), "Шутливая педагогика" (1939). Корчак преподает в Институте специальной педагогики и Свободном польском университете. Работая на польском радио, под псевдонимом Старый Доктор, он становится не просто любимцем, а главным советчиком для десятков тысяч слушателей.
   Несмотря на усиление антисемитских настроений воинствующих националистов в предвоенной Польше, на предложение уехать в Палестину интернационалист Корчак, гордившийся своим еврейским происхождением, отвечает твердым отказом. Настоящим событием в мире литературы становятся новые книги Корчака - "Банкротство юного Джека" (1924), "Когда я снова стану маленьким" (1925), "Кайтусь-волшебник" (1935), "Упрямый мальчик. Жизнь Л.Пастера" (1938). Особое место среди книг Корчака занимает дилогия "Король Матиуш I" и "Король Матиуш на безлюдном острове" (1923) Этот шедевр принес Корчаку мировую славу и занял достойнейшее место среди лучших философских сказок человечества. Впервые за всю историю педагогики Корчак создает в "Доме Сирот" выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Главными задачами детского сейма и товарищеского суда стало не принуждение, а воспитание самосознания. Превыше всего ценилось способность размышлять, умение относиться к себе критически. Корчак создал и "Малый Пшегленд", первую в мире печатную газету, делающуюся не для детей, а самими детьми, защищающую интересы детей. Помимо новаторской газеты, завоевавшей огромную популярность в детской аудитории, Корчак мечтал, чтобы для детей было создано столько же театров, как и для взрослых. Столько же концертных залов и галерей, с произведениями детей-художников.
   Когда Гитлер вторгся в Польшу и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими подопечными. В 1940 немцы арестовали Корчака. Несколько месяцев просидел в тюрьме "Павиак", откуда его выкупили его бывшие воспитанники. У всемирно известного писателя Корчака появляется возможность уехать из оккупированной фашистами Польши. Но Корчак возвращается в "Дом Сирот", который уже находился на территории Варшавского гетто. Положение детей в "Доме Сирот", заключенных в Варшавское гетто, с каждым днем ухудшалось. Не хватало одежды и белья, самых элементарных лекарств и мыла. Все сложнее становилось добывать еду. Иногда Корчаку приходилось тратить целый день, чтобы раздобыть полмешка гнилой картошки, или прелой моркови. И если это удавалось, Корчак был счастлив. Но по-прежнему работали детский сейм и товарищеский суд. Издавалась детская газета. До последнего дня в классах шли уроки. В комнате, где жил и работал Корчак, с каждым днем прибавлялось все больше больных детей. Множество людей тщетно пытались уговорить Корчака покинуть гетто. Чтобы хоть как-то облегчить ему жизнь, друзья сняли для него комнату на Белянах, в нескольких кварталах от гетто, зная, что власти, несмотря на еврейское происхождение Корчака, разрешили писателю уходить и возвращаться в добровольно выбранную тюрьму: Но Корчак отказался оставлять детей даже на несколько часов. И пользовался изредка этим правом для того только, чтобы добывать хоть какую-нибудь пищу, которой в гетто фактически не осталось. Вскоре были получены достоверные сведения, что "Дом Сирот", в полном составе немцы отправляют в концлагерь, в Треблинку. 5 августа 1942 года последний марш детей "Дома Сирот" по платформе к вагонам, увозившим их на смерть, превратился в грандиозное трагическое шествие, бросавшее вызов фашизму. А через несколько дней, 6 августа 1942 года, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру.
 
   По материалам: http://persona.rin.ru/.

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Рейтинг@Mail.ru