Elite-Home

Иоганн Фридрих Гербарт

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Иоганн Фридрих Гербарт (Johann Friedrich Herbart)

 
   Иоганн Фридрих Гербарт - немецкий философ, психолог, педагог. Иоганн Фридрих Гербарт родился 4 мая 1776 года в Ольденбурге, Германия. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем. Последующее образование получил, поступив в предпоследний класс местной гимназии. Там же проявил особый интерес и склонность к занятиям философией. В 1794-1797 годах учился в Йенском университете, который в те годы был центром кантианства. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии: Канта, Фихте, штудировал труды Шелленга. Окончив университет, Гербарт стал учителем-воспитателем троих мальчиков в семье швейцарского аристократа фон Штейгера (1797-1800). Начало формирования его педагогических взглядов получило отражение в "Отчетах г. фон Штейгеру" и в письмах к одному из трех своих воспитанников Карлу Штейгеру.
   В 1800 году Гербарт посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Наблюдая занятия Песталоцци в школе, вынес глубокое впечатление от его педагогических идей и его личности. Эти впечатления Гербарт отразил в двух своих работах в 1802 году "О новом сочинении Песталоцци - Как Гертруда учит детей" и "Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци". С 1802 года Гербарт работал в Геттингентском университете в должности профессора. Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности имя Гербарта приобрело широкую известность, и в 1809 году он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 года возглавлял И. Кант. В нем он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам математику. Именно в ней воплощал свои педагогические воззрения. Намеренно сторонясь от злобы дня, Гербарт весь был погружен в литературную и педагогическую деятельность. Из опубликованных в эти годы работ Гербарта заслуживают особого внимания две: "Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания" (1804), где как бы в свернутом виде были представлены идеи, которые были детально рассмотрены в опубликованном в 1806 году фундаментальном сочинении "Общая педагогика, выведенная из цели воспитания". Это произведение стало первым опытом научного построения педагогической теории. В Кенигсбергский период Гербартом были написаны такие важные работы: "О воспитании при общественном содействии", "Учебник по психологии", "Письма о применении психологии к педагогике". В 1833 году Гербарт вернулся в Геттингенский университет, где начиналась его научно-педагогическая деятельность, где прошли последние годы его жизни и были изданы его "Очерки лекций по педагогике", которые также приобрели широкую популярность. Эта работа, в которой излагались отдельные проблемы педагогической теории, явилась как бы дополнением к его сочинению "Общая педагогика, выведенная из цели воспитания".

   Гербарт, как философ, сближался с Г. В. Лейбницем и Х. Вольфом, полагая, что реальная действительность состоит из простых сущностей "реалов". Лишенные конкретных качеств "реалы", находясь между собой в различных отношения, комбинациях, создают иллюзию о меняющемся мире. Аналогичные подходы характерны и для психологических воззрений Гербарта. Он выдвинул концепцию о "статике и динамике" представлений как первичных элементах "реалах" души, находящихся в постоянном движении, взаимодействии, противоборстве, конфликте друг с другом. Стремясь удержаться в ограниченном объеме сознания в пределах "порога сознания", они пытаются вытеснить друг друга в сферу "бессознательного". Близкие, родственные представления ассоциируются. Усиливают друг друга, а противоположные ослабляют друг друга, и вытесняются за "порог сознания", забываются. Ясность новых представлений, их усвоение возможны лишь при условии их поддержки родственными представлениями прошлого опыта. Его соединение с новыми впечатлениями составляет акт апперцепции, т. е. восприятия нового с учетом предыдущего личного опыта. По мнению Гербарта, эта внутрипсихическая динамика может быть подвергнута изучению на основе математического метода. Свои подходы к этой области исследований, значительно опережавшие возможности эмпирических психологических исследований того времени, он изложил в работе "Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике". Для более точного понимания ее содержания надо иметь в виду, что в отличие от современной трактовки термина "метафизика" на языке эпохи того времени "метафизический метод" означал метод чисто теоретический или философский.
   Умер Иоганн Фридрих Гербарт 14 августа 1841 года в Гёттинген, Германия. Педагогические взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни. Но в последующем, идеи Гербарта во многом определили развитие западной педагогики XIX века. Его последователи: Т. Циллер, В. Рейн (Германия), но формализм и консерватизм отличают его идеи от прогрессивных демократических взглядов Ж.-Ж.Руссо, Я. А. Коменского.
 
   По материалам: http://www.psyworld.ru/.

На главную ║ Назад    Известные педагоги

Рейтинг@Mail.ru