Жоскен Депре - французский
композитор. Жоскен Депре родился около 1450 года предположительно в
графстве Бургундском или во французской провинции Пикардия. Из биографии
композитора достоверными можно считать немногие факты, хотя известно,
что он много путешествовал и был благосклонно принят при разных
европейских дворах. Предполагают, что Жоскен мальчиком пел в хоре
коллегиатской церкви св. Квентина. С 1459 по 1472 год он служил в хоре
миланского кафедрального собора, а с 1474 по 1479 год - при дворе
герцога Миланского. С 1486 по 1494 год его имя встречается в платежных
ведомостях папской капеллы в Риме. В 1499 году и потом вновь в 1503 году
мы находим его при дворе герцога Эрколе д'Эсте в Ферраре; Жоскен посещал
Францию, а после 1503 года, по-видимому, оставался в Ферраре до кончины
герцога (1505). Некоторое время спустя вернулся во Францию, где был
руководителем королевской капеллы (matre de chapelle) вплоть до кончины
короля Людовика XII (1515).
В конце жизни был одновременно каноником церкви св. Гудулы в Брюсселе и
настоятелем собора Богоматери в Конде. Предполагается, что умер он в
Конде в 1521 году, но, может быть, это случилось тремя-четырьмя годами
позже.
Современники описывают Жоскена как человека с открытым лицом и лукавыми
глазами, остроумного, склонного к шутке, но прилежного в своем ремесле и
строгого в оценках собственной работы. Неизвестно, где и у кого он
учился. Вполне возможно, что Жоскен не имел среди своих учителей
известных музыкантов. Искусство, которое он унаследовал от
предшественников, и прежде всего от Йоханнеса (Жана) Окегема, было
продолжением средневекового мастерства контрапункта, которое (подобно
позднеготической архитектуре) начало вырождаться в самодовлеющую
виртуозность. Неоценимая заслуга Жоскена - очищение и совершенствование
старой контрапунктической техники, которая в его творчестве становится
фундаментом нового, содержательного и возвышенного стиля. Наиболее
поразительное качество его музыки - непосредственность и сила выражения.
Его понимание задач музыки было глубоко гуманистическим, и потому
Жоскена можно считать первым композитором, ставшим вровень с великими
поэтами, художниками и архитекторами Возрождения. В 1567 году
флорентийский гуманист Козимо Бартоли говорил о Жоскене и Микеланджело
как о двух художниках, которые "открыли глаза всем, кто ценит эти
искусства". Когда в 1868 году историк музыки А. В. Амброс объявил
Жоскена первым гением в европейской музыке, он только повторил то, что
утверждалось тремя столетиями ранее.
Невозможно проанализировать многочисленные новации, внесенные Жоскеном в
музыкальный язык его времени; отметим лишь некоторые: его замечательное
истолкование церковных ладов, часто внутри уже классической
гармонической структуры; его предпочтение двудольных метров вместо
старых, так называемых "совершенных" трехдольников; его изощренное
мастерство в построении полифонической композиции на основе ранее
существовавшей темы (или вокруг нее - композиция на cantus firmus);
развитие новой техники фугированного, имитационного контрапункта; смелое
применение секвенций, ведущих к моментам наивысшего драматического
напряжения; наконец, экономное использование возможностей хора, при
котором совместное звучание всех голосов (tutti) сберегается для
кульминаций. Многие из этих новаций предвосхищают крупнейшие достижения
искусства 16 века Шансоны Жоскена - то веселые, то нежные, задумчивые,
грустные, даже душераздирающие - вызывают непосредственную реакцию
слушателя, так же, как и его мотеты, в которых содержится немало
наиболее впечатляющих художественных высказываний мастера. Мессы
Жоскена, ввиду их размеров, возможно, труднее воспринимаются с первого
прослушивания, однако и здесь усилия слушателя будут щедро
вознаграждены. В качестве примеров можно назвать следующие произведения:
Bergerette Savoysienne, Baisiez moi, Parfons regretz, Tu solus qui facis
mirabilia, De profundis, Ave Maria; мессы De Beata Virgine и Pange
lingua. Среди сочинений других жанров - пользующаяся известностью Stabat
Mater и потрясающее Miserere. Наследие Жоскена состоит из 20 месс и ряда
отдельных песнопений из этой службы, около сотни мотетов, псалмов и
гимнов, 52 светских произведений на французские и 3 на итальянские
тексты. |