Elite-Home

Андре Жоливе

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Андре Жоливе (Andre Jolivet)

 

   Андре Жоливе - французский композитор. Андре Жоливе родился 8 августа 1905 года в Париже. Родители готовили его к карьере учителя, но уже в детстве он проявил заметный музыкальный талант. С четырнадцати лет Жоливе начал обучаться игре на виолончели, вскоре появились и его первые сочинения. В 1920 году он был принят в хор одного из парижских соборов, где местный капельмейстер взялся обучать его гармонии и исполнении на органе. Вскоре Жоливе оставил школу и в течение ближайших лет подрабатывал на разных должностях. С 1928 года он изучал контрапункт, гармонию и классические музыкальные формы под руководством Поля Ле Флема, познакомившего его с полифоническим письмом XV-XVI веков.
   Примерно в это же время Жоливе знакомится с сочинениями, написанными в атональной технике: в 1927 году он присутствует на концерте в зале Плейель, где исполняются работы Арнольда Шёнберга (среди исполнителей был пианист Эдуард Штейерманн), а два года спустя - на премьере сочинения Эдгара Вареза «Америки». Масштабные звуковые массы и широкое использование ударных инструментов произвели на молодого музыканта большое впечатление, и через некоторое время Ле Флем познакомил его с Варезом, который начал частным образом обучать Жоливе композиции. Влияние Вареза заметно в работах Жоливе этого периода с экспериментами в области оркестровки, акустики и атональности. В 1933 году Варез вернулся в США, оставив своему ученику на память шесть фигурок, которые стали для Жоливе своеобразными талисманами. Через два года он пишет сюиту "Мана" для фортепиано в шести частях, каждая из которых названа в честь одной из этих фигурок. В творчестве композитора начинается так называемый "волшебный" период, среди наиболее заметных работ которого - "Пять заклинаний" для флейты соло и Пять ритуальных танцев для оркестра. В это время Жоливе вдохновлялся традициями и культурой Африки и Восточной Азии.
   Ещё в 1931 году на сочинения Жоливе обратил внимание молодой Оливье Мессиан, способствовавший исполнению некоторых из них на концертах Национального музыкального общества. В творческих взглядах двух композиторов было много общего, оба интересовались экзотическими культурами и стремились расширить эмоциональные границы музыки. В 1935 году Жоливе, Мессиан и Даниэль-Лезюр создают авангардное музыкальное общество "Спираль", через год к ним присоединяется Ив Бодрие, в результате чего формируется группа "Молодая Франция". Молодые композиторы отвергли главенствовавшие в то время в европейской музыке творческие и философские принципы Стравинского, Сати, "Шестёрки", эксперименты чешских и немецких композиторов, избрав собственный путь. Первый концерт из их сочинений, состоявшийся 3 июня 1936 года под управлением Роже Дезормьера, принёс "Молодой Франции" широкую известность. Деятельность группы была прервана началом Второй мировой войны: Мессиан попал в плен, а Жоливе призвали на службу. Военные впечатления сподвигли композитора на создание в 1940 году "Мессы на день мира" и "Трёх жалоб солдата".

   Во время войны Жоливе не прекращал сочинять, однако его стиль претерпел значительные изменения. Отказавшись от атональности в пользу лиризма и ясности изложения, композитор также некоторое время продолжал "магическую" линию творчества ("Песнь Линоса" для флейты соло, 1944). Около 1945 года Жоливе пришёл к компромиссу между двумя этими направлениями. В 1945-1946 годах Жоливе написал несколько критических статей. Дебютом стала статья в журнале "Чёрное и белое" под названием "Достаточно Стравинского", в которой он объявил, что творчество этого композитора не оказало на французскую музыку никакого влияния. Статья вызвала большой интерес у музыкальной общественности, в защиту Стравинского выступил Франсис Пуленк, откликнувшийся в газете "Фигаро" статьёй "Да здравствует Стравинский".
   С 1945 по 1959 года Жоливе занимал пост музыкального руководителя театра "Комеди Франсез" и написал музыку к ряду театральных постановок. Композитор также работал на радио, сочинял музыку к кинофильмам, много путешествовал. Под впечатлением от поездок в страны Среднего Востока, Восточной Азии и Африки Жоливе вновь обратился к экзотическому музыкальному материалу, задействованному им в Фортепианном концерте (1949-1950), Первой симфонии (1953) и некоторых других сочинениях. Жоливе также интересовался французской культурой: среди его произведений 1950-1960 годов - оратория "Правда о Жанне д’Арк" (1956), "Чудесные влюблённые" для оркестра (1961) по мотивам сочинений Мольера и Люлли. В последнем произведении оригинально сочетаются барочные формы и жанры с современными приёмами оркестровки. В 1959 году Жоливе основал в Экс-ан-Провансе Французский центр музыкального гуманизма, с 1961 года преподавал композицию в Парижской консерватории. В последние годы жизни композитор планировал написать оперу "Неизвестный солдат", однако замысел остался неосуществлённым. Умер Андре Жоливе 20 декабря 1974 года в Париже.
 
   По материалам: http://www.peoples.ru/.

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru