Андре Жоливе - французский
композитор. Андре Жоливе родился 8 августа 1905 года в Париже. Родители
готовили его к карьере учителя, но уже в детстве он проявил заметный
музыкальный талант. С четырнадцати лет Жоливе начал обучаться игре на
виолончели, вскоре появились и его первые сочинения. В 1920 году он был
принят в хор одного из парижских соборов, где местный капельмейстер
взялся обучать его гармонии и исполнении на органе. Вскоре Жоливе
оставил школу и в течение ближайших лет подрабатывал на разных
должностях. С 1928 года он изучал контрапункт, гармонию и классические
музыкальные формы под руководством Поля Ле Флема, познакомившего его с
полифоническим письмом XV-XVI веков.
Примерно в это же время Жоливе знакомится с сочинениями, написанными в
атональной технике: в 1927 году он присутствует на концерте в зале
Плейель, где исполняются работы Арнольда Шёнберга (среди исполнителей
был пианист Эдуард Штейерманн), а два года спустя - на премьере
сочинения Эдгара Вареза «Америки». Масштабные звуковые массы и широкое
использование ударных инструментов произвели на молодого музыканта
большое впечатление, и через некоторое время Ле Флем познакомил его с
Варезом, который начал частным образом обучать Жоливе композиции.
Влияние Вареза заметно в работах Жоливе этого периода с экспериментами в
области оркестровки, акустики и атональности. В 1933 году Варез вернулся
в США, оставив своему ученику на память шесть фигурок, которые стали для
Жоливе своеобразными талисманами. Через два года он пишет сюиту "Мана"
для фортепиано в шести частях, каждая из которых названа в честь одной
из этих фигурок. В творчестве композитора начинается так называемый
"волшебный" период, среди наиболее заметных работ которого - "Пять
заклинаний" для флейты соло и Пять ритуальных танцев для оркестра. В это
время Жоливе вдохновлялся традициями и культурой Африки и Восточной
Азии.
Ещё в 1931 году на сочинения Жоливе обратил внимание молодой Оливье
Мессиан, способствовавший исполнению некоторых из них на концертах
Национального музыкального общества. В творческих взглядах двух
композиторов было много общего, оба интересовались экзотическими
культурами и стремились расширить эмоциональные границы музыки. В 1935
году Жоливе, Мессиан и Даниэль-Лезюр создают авангардное музыкальное
общество "Спираль", через год к ним присоединяется Ив Бодрие, в
результате чего формируется группа "Молодая Франция". Молодые
композиторы отвергли главенствовавшие в то время в европейской музыке
творческие и философские принципы Стравинского, Сати, "Шестёрки",
эксперименты чешских и немецких композиторов, избрав собственный путь.
Первый концерт из их сочинений, состоявшийся 3 июня 1936 года под
управлением Роже Дезормьера, принёс "Молодой Франции" широкую
известность. Деятельность группы была прервана началом Второй мировой
войны: Мессиан попал в плен, а Жоливе призвали на службу. Военные
впечатления сподвигли композитора на создание в 1940 году "Мессы на день
мира" и "Трёх жалоб солдата".
Во время войны Жоливе не прекращал сочинять, однако его стиль претерпел
значительные изменения. Отказавшись от атональности в пользу лиризма и
ясности изложения, композитор также некоторое время продолжал
"магическую" линию творчества ("Песнь Линоса" для флейты соло, 1944).
Около 1945 года Жоливе пришёл к компромиссу между двумя этими
направлениями. В 1945-1946 годах Жоливе написал несколько критических
статей. Дебютом стала статья в журнале "Чёрное и белое" под названием
"Достаточно Стравинского", в которой он объявил, что творчество этого
композитора не оказало на французскую музыку никакого влияния. Статья
вызвала большой интерес у музыкальной общественности, в защиту
Стравинского выступил Франсис Пуленк, откликнувшийся в газете "Фигаро"
статьёй "Да здравствует Стравинский".
С 1945 по 1959 года Жоливе занимал пост музыкального руководителя театра
"Комеди Франсез" и написал музыку к ряду театральных постановок.
Композитор также работал на радио, сочинял музыку к кинофильмам, много
путешествовал. Под впечатлением от поездок в страны Среднего Востока,
Восточной Азии и Африки Жоливе вновь обратился к экзотическому
музыкальному материалу, задействованному им в Фортепианном концерте
(1949-1950), Первой симфонии (1953) и некоторых других сочинениях.
Жоливе также интересовался французской культурой: среди его произведений
1950-1960 годов - оратория "Правда о Жанне д’Арк" (1956), "Чудесные
влюблённые" для оркестра (1961) по мотивам сочинений Мольера и Люлли. В
последнем произведении оригинально сочетаются барочные формы и жанры с
современными приёмами оркестровки. В 1959 году Жоливе основал в
Экс-ан-Провансе Французский центр музыкального гуманизма, с 1961 года
преподавал композицию в Парижской консерватории. В последние годы жизни
композитор планировал написать оперу "Неизвестный солдат", однако
замысел остался неосуществлённым. Умер Андре Жоливе 20 декабря 1974 года
в Париже. |