Клеман Жанекен -
французский композитор. Клеман Жанекен родился около 1472 года в
Шательро, близ Пуатье (Франция). Начинал музыкальные занятия,
по-видимому, как мальчик-певчий. Затем известно о его пребывании в
Бордо, в Анжере. В 1529 году крупные (и впоследствии наиболее
популярные) песни Жанекена были изданы Аттеньяном. До 1540 года
появилось около ста его песен. Биографы Жанекена сообщают, что в 1549
году он стал кюре. Франсуа Лоррен, герцог де Гиз, покровительствовал
ему. В 1555 году Жанекен был уже певцом в королевской капелле, а годом
или двумя позднее получил звание "постоянного композитора короля".
Вероятно, еще до этого его связывала дружба с семьей Ронсара, на тексты
которого он создал ряд песен. Дата смерти Жанекена не установлена.
Предполагают, что он умер около 1559-1560 годов в Париже.
Из творческого наследия Жанекена в историю вошли только его светские
песни. Он написал их более двухсот шестидесяти - для трех, четырех и
пяти голосов. Помимо того ему принадлежит множество месс, псалмов и
других духовных произведений. Крупные песни Жанекена ("Война", "Охота",
"Пение птиц", "Жаворонок" и другие) многократно переиздавались, вызывали
подражания и породили много обработок, то как автора месс его вряд ли
знали за пределами непосредственного окружения и узкопрофессиональной
среды. Особенно большой успех имела "Война" (или "Битва при Мариньяно")
Жанекена - четырехголосная песня крупного масштаба (из двух частей - 120
и 160 тактов), которую трудно даже счесть собственно песней, а скорее
можно представить своего рода хоровой сценой. Эта и другие аналогичные
песни Жанекена ("Битва при Меце", 1555 год; "Битва при Ренти", 1559 год
) были вдохновлены патриотическим подъемом в связи с победами Франции.
Песня "Война" переиздавалась много раз как во Франции, так и в других
странах, перекладывалась для лютни и для органа, вызвала ряд подражаний
и еще долго привлекала к себе внимание музыкантов, не говоря о
популярности у слушателей. Жанекен написал на ее материале мессу, создал
уже в 1550-е годы еще три "Битвы", прославлявшие победы французских
войск. В ряде других своих крупных песен композитор применил сходный
принцип звукоподражательной картинности в соединении с динамической
выразительностью, хотя иные темы по-разному отличались от
героико-патриотической тематики "Битв". Большая, тоже из двух частей,
песня "Охота" словно наследует всевозможным каччам или французским
chasses отдаленного прошлого, но она не является каноном, как это бывало
в XIV веке, или вообще строго выдержанной полифонической формой, а тоже
приближается к хоровой фантазии, следующей за текстом, при заметной роли
имитационных приемов, однако без последовательного их применения. Песни
"Жаворонок", "Соловей", "Пение птиц", хотя их образность связана с
поэтическим миром природы и не предполагает столь напряженного
"действия", как в "Битве" и "Охоте", тем не менее близки им по трактовке
большой композиции и сочетанию изобразительных и
выразительно-динамических элементов.
|