Elite-Home

Клеман Жанекен

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Клеман Жанекен (Clement Janequin)

 

   Клеман Жанекен - французский композитор. Клеман Жанекен родился около 1472 года в Шательро, близ Пуатье (Франция). Начинал музыкальные занятия, по-видимому, как мальчик-певчий. Затем известно о его пребывании в Бордо, в Анжере. В 1529 году крупные (и впоследствии наиболее популярные) песни Жанекена были изданы Аттеньяном. До 1540 года появилось около ста его песен. Биографы Жанекена сообщают, что в 1549 году он стал кюре. Франсуа Лоррен, герцог де Гиз, покровительствовал ему. В 1555 году Жанекен был уже певцом в королевской капелле, а годом или двумя позднее получил звание "постоянного композитора короля". Вероятно, еще до этого его связывала дружба с семьей Ронсара, на тексты которого он создал ряд песен. Дата смерти Жанекена не установлена. Предполагают, что он умер около 1559-1560 годов в Париже.
   Из творческого наследия Жанекена в историю вошли только его светские песни. Он написал их более двухсот шестидесяти - для трех, четырех и пяти голосов. Помимо того ему принадлежит множество месс, псалмов и других духовных произведений. Крупные песни Жанекена ("Война", "Охота", "Пение птиц", "Жаворонок" и другие) многократно переиздавались, вызывали подражания и породили много обработок, то как автора месс его вряд ли знали за пределами непосредственного окружения и узкопрофессиональной среды. Особенно большой успех имела "Война" (или "Битва при Мариньяно") Жанекена - четырехголосная песня крупного масштаба (из двух частей - 120 и 160 тактов), которую трудно даже счесть собственно песней, а скорее можно представить своего рода хоровой сценой. Эта и другие аналогичные песни Жанекена ("Битва при Меце", 1555 год; "Битва при Ренти", 1559 год ) были вдохновлены патриотическим подъемом в связи с победами Франции. Песня "Война" переиздавалась много раз как во Франции, так и в других странах, перекладывалась для лютни и для органа, вызвала ряд подражаний и еще долго привлекала к себе внимание музыкантов, не говоря о популярности у слушателей. Жанекен написал на ее материале мессу, создал уже в 1550-е годы еще три "Битвы", прославлявшие победы французских войск. В ряде других своих крупных песен композитор применил сходный принцип звукоподражательной картинности в соединении с динамической выразительностью, хотя иные темы по-разному отличались от героико-патриотической тематики "Битв". Большая, тоже из двух частей, песня "Охота" словно наследует всевозможным каччам или французским chasses отдаленного прошлого, но она не является каноном, как это бывало в XIV веке, или вообще строго выдержанной полифонической формой, а тоже приближается к хоровой фантазии, следующей за текстом, при заметной роли имитационных приемов, однако без последовательного их применения. Песни "Жаворонок", "Соловей", "Пение птиц", хотя их образность связана с поэтическим миром природы и не предполагает столь напряженного "действия", как в "Битве" и "Охоте", тем не менее близки им по трактовке большой композиции и сочетанию изобразительных и выразительно-динамических элементов.

 
   По материалам: http://music.edu.ru/.

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru