Elite-Home

Гийом Дюфаи

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Гийом Дюфаи (Guillaume Dufay)

 

   Гийом Дюфаи - франко-фламандский композитор. Гийом Дюфаи родился около 1400 года недалеко от Брюсселя. Он был незаконнорождённым ребёнком неизвестного священника и женщины, которую звали Мари Дю-Фе (Marie Du Fayt). Дюфаи воспитывался в метризе при соборе, в 1409-1412 годах его имя было в списке мальчиков-певчих. Учителем Дюфаи в его юные годы был Рихард Локевиль. Молодой музыкант общался также с Никола Греноном. В июне 1414 года Дюфаи назначается капелланом в Сен-Жери (рядом с Камбре). Вероятно, позже в том же году Дюфаи поехал на церковный собор в Констанце, с которого вернулся в Камбре в 1418 году.
   С ноября 1418 по 1420 года Дюфаи был помощником священника в кафедральном соборе Камбре. В 1420 году он снова покинул Камбре, на этот раз отправившись в Римини и в Пезаро, где служил при дворе Малатеста. Там он писал мотеты, баллаты и духовные произведения для семейных празднеств. Записей о его службе не сохранилось, но некоторые произведения Дюфаи, датируемые этим временем, содержат ссылки, которые позволяют утверждать, что Дюфаи действительно был в Италии. Он встречался с композиторами дома Малатеста Гуго и Арнольдом де Лантен. В 1424 году Дюфаи снова возвратился в Камбре, поскольку заболел и умер родственник, у которого жила его мать. В 1426 году Дюфаи вновь отправился в Италию, в Болонью, где поступил на службу к кардиналу Луи д’Альману, папскому легату. В Болонье он служил помощником священника, а в 1428 году стал священником. В 1428 году кардинал д’Альман был изгнан из Болоньи соперничающей семьёй Канедоли, и Дюфаи тоже покинул город, направляясь в Рим. Там он поступил младшим певцом в папскую капеллу, служа сначала папе Мартину V, а после его смерти в 1431 году папе Евгению IV. В те годы Дюфаи создал немало произведений для торжественных случаев: выбор нового папы, заключение мира, городские празднества. Это были торжественные мотеты, баллады, части месс. В 1434 году Дюфаи был приглашён руководить капеллой герцога Савойского Амадея VIII. С 1435 года он снова служил в папской капелле, теперь во Флоренции.
   В 1436 году Дюфаи сочинил один из своих самых известных мотетов - "Nuper rosarum flores" по случаю освящения 26 марта 1436 года нового флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, купол которого был завершен великим зодчим Филиппо Брунеллески. Помимо певцов в исполнении участвовали, чередуясь с ними, группы инструментов. В это время началось сближение Дюфаи с семьёй д’Эсте в Ферраре, которая оказывала покровительство музыкальному искусству и с которой он, вероятно, познакомился в то время, когда служил при дворе Малатеста. Римини и Феррара расположены близко друг от друга географически, а две семьи были связаны браками. Дюфаи сочинил по крайней мере одну балладу для маркиза Феррары Никколо III. В 1437 году Дюфаи посетил город. Когда в 1441 году Никколо умер, следующий маркиз поддерживал контакты с Дюфаи, не только оказывая ему финансовую помощь, но и копируя и распространяя его произведения. В 1437 году Дюфаи закончил свою службу в папской капелле и папа пожаловал ему каноникат в Камбре. Чтобы стать каноником в Камбре, Дюфаи занимался юриспруденцией в Туринском университете и получил в 1437 году степень бакалавра права. В то время он вновь был близок к дому Людвига Савойского, носил почётное звание "маэстро капеллы", пользовался покровительством герцога. Борьба между папством и Собором в Базеле продолжалась в течение 1430-х годов. Очевидно, Дюфаи понимал, что разворачивающийся конфликт угрожает и его положению, особенно когда папа Евгений IV был смещён собором в 1439 году и герцог Савойский Амадей был избран антипапой Феликсом V. В это время Дюфаи возвратился на родину, прибыв в Камбре в декабре 1439 года.

   Дюфаи оставался в Камбре на протяжении 1440-х годов, в это время он находился на службе у герцога Бургундского. В Камбре он сотрудничал с Никола Греноном, когда проводилась полная ревизия собрания литургий в кафедральном соборе, которая включала написание полифонической музыки для служб. В дополнение к этой музыкальной деятельности он занимался решением общих вопросов работы собора. В 1444 году умерла мать Дюфаи, она была похоронена в соборе. В 1445 году Дюфаи переселился в дом бывшего каноника, который и остался его главным домом до конца жизни. В 1446 году Дюфаи получил каноникат в Монсе в дополнение к каноникату в Камбре.
   После отречения от престола в 1449 году последнего антипапы (Феликса V) борьба между различными фракциями в церкви начала стихать, и Дюфаи снова покинул Камбре и направился на юг. Он приехал в Турин в 1450 году, вскоре после смерти герцога Амадея, но вернулся в Камбре позже в том же году. В 1452 году он снова поехал в Савой и не возвращался в Камбре шесть лет. В это время он пытался найти приход или службу, которая позволила бы ему остаться в Италии. Сохранились многие произведения этого периода, включая четыре ламентации на падение Константинополя в 1453 году, его известную мессу, основанную на "Se la face ay pale", а также письмо к Лоренцо Медичи. Однако Дюфаи не смог найти удовлетворительное место с пенсией и вернулся на север в 1458 году. Хотя в Савое он служил более или менее официально в качестве руководителя хора у Луи Савойского, но, по всей вероятности, это была формальная должность, потому что его имя не упоминается в записях капеллы. Когда он вернулся в Камбре, он был назначен каноником собора. Дюфаи был тогда самым знаменитым композитором Европы. Он вновь установил тесные связи с бургундским двором и писал музыку для него. В это время Дюфаи, вероятно, написал свою мессу, базирующуюся на песне "Вооружённый человек", а также шансон на ту же тему. Эта песня была инспирирована Филиппом Добрым, который призывал к новому крестовому походу против турок, которые недавно завоевали Константинополь. Около 1460 года Дюфаи также написал мессу "Реквием", которая была утеряна.
   Дюфаи умер 27 ноября 1474 годла. Он просил, чтобы, когда он умрёт, исполнили его мотет "Ave regina celorum", а между стихами антифона добавили мольбы о милосердии, но времени на то, чтобы сделать это, не хватило. Дюфаи похоронен в часовне Св. Этьена в кафедральном соборе Камбре. На могильной плите был высечен его портрет. После разрушения собора плита была утеряна, но в 1859 году её обнаружили. Сейчас она находится в музее в Лилле.
 
   По материалам: http://www.peoples.ru/.

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru