Elite-Home

Борис Владимирович Асафьев

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Борис Владимирович Асафьев (Boris Vladimirovich Asafyev)

 

   Борис Владимирович Асафьев - русский композитор, музыковед, музыкальный критик. Асафьев родился 29 июля 1884 года в Санкт-Петербурге. В 1908 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, а в 1910 году - Петербургскую консерваторию по классу композиции. В консерватории был соучеником С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского. С 1914 года постоянно выступал в периодической печати, общей и музыкальной. В 1919-1930 годах работал в ленинградском Институте истории искусств, с 1925 года профессор Ленинградской консерватории. Пережил ленинградскую блокаду. С 1943 года работал в Москве, руководил сектором музыки московского Института истории искусств, в 1948 году был избран председателем Союза советских композиторов.
   Наиболее яркими в творческой жизни Асафьева стали 1920-1930-е годы, когда он создал масштабный цикл работ о русской музыке: Симфонические этюды (1922), Письма о русской опере и балете (1922), Русская музыка от начала XIX столетия (1930), монографии и статьи о Глинке, Мусоргском, Чайковском, Глазунове и др. В 1941-1943, находясь в блокадном Ленинграде, Асафьев написал обширный (и до сих пор полностью не опубликованный) цикл работ Мысли и думы, где обобщил свои наблюдения над русской музыкой в контексте русской жизни, отечественной культуры и истории. Большой интерес представляет также цикл очерков Асафьева о русской живописи (издан в 1966 году).

   Существенно важным для творчества Асафьева имеют исследование Музыкальная форма как процесс (книга 1 - 1930, книга 2 - 1947), где изложена теория интонации как специфической формы проявления мысли в музыке; сама музыка определяется как "искусство интонируемого смысла". Там же обосновывается введенное Асафьевым в науку понятие симфонизма как метода художественного обобщения в музыке.
   Композиторское наследие Асафьева очень велико: 28 балетов, 11 опер, 4 симфонии, романсы, камерные инструментальные произведения, музыка к драматическим спектаклям. Большая часть сценических произведений написана на сюжеты из русской классической литературы (балеты по Пушкину "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник", "Барышня-крестьянка", балет по Лермонтову "шик-Кериб", опера по Лермонтову "Тамбовская казначейша" и др.). Наибольшей известностью пользовался балет "Пламя Парижа" (1932), где использованы мелодии эпохи Французской революции и произведения композиторов той эпохи. Асафьев инструментовал оперу Мусоргского "Хованщина" по полному авторскому клавиру, восстановленному П. А.Ламмом (1882-1951); способствовал постановке оперы Мусоргского "Борис Годунов" в авторской редакции (Ленинград, 1928; впервые после премьеры в 1874), сделал новую редакцию неоконченной оперы А. Н.Серова "Вражья сила" и т. д.
   Умер Борис Владимирович Асафьев 27 января 1949 года в Москве.
   По материалам: http://www.peoples.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru