Борис Владимирович Асафьев
- русский композитор, музыковед, музыкальный критик. Асафьев родился 29
июля 1884 года в Санкт-Петербурге. В 1908 году окончил
историко-филологический факультет Петербургского университета, а в 1910
году - Петербургскую консерваторию по классу композиции. В консерватории
был соучеником С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского. С 1914 года
постоянно выступал в периодической печати, общей и музыкальной. В
1919-1930 годах работал в ленинградском Институте истории искусств, с
1925 года профессор Ленинградской консерватории. Пережил ленинградскую
блокаду. С 1943 года работал в Москве, руководил сектором музыки
московского Института истории искусств, в 1948 году был избран
председателем Союза советских композиторов.
Наиболее яркими в творческой жизни Асафьева стали 1920-1930-е годы,
когда он создал масштабный цикл работ о русской музыке: Симфонические
этюды (1922), Письма о русской опере и балете (1922), Русская музыка от
начала XIX столетия (1930), монографии и статьи о Глинке, Мусоргском,
Чайковском, Глазунове и др. В 1941-1943, находясь в блокадном
Ленинграде, Асафьев написал обширный (и до сих пор полностью не
опубликованный) цикл работ Мысли и думы, где обобщил свои наблюдения над
русской музыкой в контексте русской жизни, отечественной культуры и
истории. Большой интерес представляет также цикл очерков Асафьева о
русской живописи (издан в 1966 году).
Существенно важным для творчества Асафьева имеют исследование
Музыкальная форма как процесс (книга 1 - 1930, книга 2 - 1947), где
изложена теория интонации как специфической формы проявления мысли в
музыке; сама музыка определяется как "искусство интонируемого смысла".
Там же обосновывается введенное Асафьевым в науку понятие симфонизма как
метода художественного обобщения в музыке.
Композиторское наследие Асафьева очень велико: 28 балетов, 11 опер, 4
симфонии, романсы, камерные инструментальные произведения, музыка к
драматическим спектаклям. Большая часть сценических произведений
написана на сюжеты из русской классической литературы (балеты по Пушкину
"Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник", "Барышня-крестьянка", балет по
Лермонтову "шик-Кериб", опера по Лермонтову "Тамбовская казначейша" и
др.). Наибольшей известностью пользовался балет "Пламя Парижа" (1932),
где использованы мелодии эпохи Французской революции и произведения
композиторов той эпохи. Асафьев инструментовал оперу Мусоргского "Хованщина"
по полному авторскому клавиру, восстановленному П. А.Ламмом
(1882-1951); способствовал постановке оперы Мусоргского "Борис Годунов" в
авторской редакции (Ленинград, 1928; впервые после премьеры в 1874),
сделал новую редакцию неоконченной оперы А. Н.Серова "Вражья сила" и т. д.
Умер Борис Владимирович Асафьев 27 января 1949 года в Москве. |