Эдисон Васильевич Денисов -
русский композитор и музыковед. Денисов родился 6 апреля 1929 года в
Томске (Россия). Первоначально получил образование на
физико-математическом факультете Томского университета, одновременно
занимаясь в городском музыкальном училище. В 1950 году послал несколько
своих сочинений Д. Д. Шостаковичу и, получив ободряющий ответ, поступил
в 1951 году в Московскую консерваторию, в класс композиции В. Я.
Шебалина. После окончания консерватории и аспирантуры работал там же,
преимущественно на кафедре инструментовки (одно время вел класс анализа
и впоследствии - композиции). В последние годы жил и работал во Франции,
не порывая, однако, связей с Россией.
Денисов заявил о себе на рубеже 1950-х и 1960-х годов как бесспорный
лидер движения "авангард", стремившегося воспринять достижения западной
современной музыки. Ключевое произведение этого периода - кантата "Солнце
инков" на слова чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль (1964), написанная в
свободно трактованной 12-тоновой технике, а также кантата "Плачи" на
русские народные тексты (1966). Денисов оставался до конца дней ведущей
фигурой направления, имел много учеников и последователей (в том числе
среди выпускников Московской консерватории). Начиная с 1960-х годов он
установил прочные связи с представителями "авангарда" в других странах,
способствуя тем самым как знакомству Запада с деятельностью музыкантов,
живших в СССР, так и распространению в стране знаний о тенденциях
западной музыки. С этого же времени сочинения Денисова часто исполнялись
за рубежом и публиковались в западных издательствах. На рубеже 1970-х и
1980-х годов Денисов выступил пропагандистом русского музыкального
авангарда 1920-х годов; в 1989 году создал в Москве Ассоциацию
современной музыки.
Жанровый диапазон творчества Денисова достаточно широк: его центральным
сочинением считается опера "Пена дней по Борису Виану"(1981), а также ряд
сочинений для оркестра и в особенности для солирующих инструментов с
оркестром (концерты для виолончели, фортепиано флейты, скрипки, флейты и
гобоя с оркестром, созданные в основном по заказам известных
исполнителей). В 1980-1990-е годы Денисова привлекали крупные
вокально-инструментальные формы. В 1990-е годы Денисов осуществил
завершение и оркестровку ранней оперы К. Дебюсси "Родриго и Химена"
(1993), а также реконструкцию духовной оперы-оратории Ф.Шуберта
"Воскрешение Лазаря" (1994). В отличие от большинства советских
"авангардистов", Денисов творчески был с самого начала сориентирован не
на немецкую, а на французскую культуру, наиболее крупным авторитетом
среди современников для него являлся П. Булез; инструментальное и
оркестровое письмо, вообще сонорный облик музыки Денисова, культура
звука обнаруживают преемственность с традицией французского
импрессионизма. Для его зрелой техники характерно свободное совмещение
техник сериализма, алеаторики, сонористики и т. д. Ключевой категорией
своей эстетики сам композитор считал понятие "пластики".
Умер Эдисон Васильевич Денисов 24 ноября 1996 года в Париже. |