Клод Дебюсси - французский
композитор, музыкальный критик. Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа
1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен. Еще будучи учеником
консерватории, Дебюсси сопровождал в качестве домашнего пианиста
российскую меценатку Н. фон Мекк в ее путешествиях по Европе, провел
лето 1881 и 1882 годов в имении Мекк - Браилове и в Москве. Дебюсси
познакомился с произведениями Мусоргского, Римского-Корсакова,
оставившими след в формировании творческих установок Дебюсси. В России
он написал симфонию, считавшуюся утерянной и найденную в виде
четырехручного клавира, сделал фортепьянное переложение трех танцев из
балета Чайковского "Лебединое озеро", изданное Юргенсоном в Москве. В
1884 году при окончании консерватории Дебюсси получил Римскую премию за
кантату "Блудный сын" и уехал на три года в Италию.
По возвращении в Париж Дебюсси примкнул к литературному кружку
символистов, возглавляемому поэтом Стефаном Малларме; опубликовал свои
первые фортепьянные и вокальные произведения. Поиски новых
звукосочетаний характерны уже и для этого периода творчества
композитора. Особенно выделяются в этом отношении пьесы для фортепьяно -
"Арабески", "Бергамасская сюита", романсы - "Забытые ариетты", "Пять
поэм Бодлера". Эти произведения, перекликавшиеся с господствовавшими
тогда в живописи и литературе течениями импрессионизма и символизма,
положили начало направлению импрессионизма в музыке.
1890-е годы - расцвет творчества Дебюсси; в этот период он создает
симфонический прелюд по стихотворению Малларме "Послеполуденный отдых
фавна", оркестровый триптих с литературной программой "Ноктюрны"
("Облака", "Празднества", "Сирены"; 1897-1899), музыкальную драму
"Пеллеас и Мелизанда" (пост. 1902, Париж) по пьесе бельгийского
драматурга-символиста Мориса Метерлинка. В этих сочинениях Дебюсси
находит новые формы выражения, свой характерный музыкальный язык,
отличающийся своеобразием, красочностью образов, изысканными гармониями
и ритмами, тонкой, оригинальной оркестровкой.
В последующих сочинениях Дебюсси развивает свои новаторские приемы.
Светлые, спокойные тона начинают преобладать в его творчестве. Он
создает колоритные звуковые пейзажи - три симфонических эскиза "Море"
(1905), навеянную картинами испанского праздника "Иберию", наконец,
знаменитые 24 прелюдии для фортепьяно (1910-1913), открывшие новые
перспективы в развитии фортепьянной музыки. Эти прелюдиии с характерными
названиями представляют собой импрессионистские звуковые картины
природы, передают впечатления от сказочных образов, танцевальных сцен и
др. Значительное место в творчестве Дебюсси занимает вокальная музыка. В
своих романсах и песнях он придавал большое значение слову; отсюда
естественность и непринужденность вокальной мелодии, подчас близкой
интонациям человеческой речи. Некоторые произведения Дебюсси в этом
жанре выдержаны в старофранцузском национальном характере, как,
например, его вокальные циклы на тексты старинных французских поэтов.
Среди камерных сочинений Дебюсси широкой известностью пользуется его
струнный квартет. Большой интерес представляют написанные им в последние
годы жизни три сонаты для различных инструментов и фортепьяно.
С 1910 года Дебюсси выступал как дирижер и пианист, пропагандируя
собственные произведения. В 1913 году он посетил также Россию, где с
большим успехом дирижировал оркестром Кусевицкого в Петербурге и Москве.
Дебюсси много сотрудничал в газетах и журналах в качестве музыкального
критика; его критические статьи собраны в книге "Господин Крош -
антидилетант". Творчество Дебюсси, виднейшего представителя музыкального
импрессионизма, оказало большое влияние на музыку начала 20 века.
Дебюсси умер 25 марта 1918 года в Париже, в возрасте 55 лет от рака
прямой кишки после нескольких лет лечения и страданий. |