Антонин Дворжак - чешский
композитор. Антонин Леопольд Дворжак родился 8 сентября 1841 года в
местечке Нелагозевес близ Праги, в семье мясника. Хотя мальчику было
предназначено продолжать отцовское дело, он усердно занимался игрой на
скрипке и в возрасте 16 лет отправился в Прагу с целью продолжить
музыкальное образование. Там он зарабатывал на жизнь игрой в городских
оркестрах. В конце концов он получил место альтиста в оркестре Чешского
национального театра, которым руководил известный композитор Б.Сметана.
В 1875 году благодаря содействию И. Брамса Дворжаку удалось получить
государственную стипендию; Брамс помог молодому композитору и в
публикации его сочинений у известного венского издателя Зимрока. Вскоре
Дворжак завоевал достаточно широкую известность: его неоднократно
приглашали с концертами в Англию, а в 1892 году он стал директором
Национальной консерватории в Нью-Йорке и занимал этот пост в течение
трех лет. Однако тоска по родине заставила Дворжака вернуться в Прагу,
где он возглавил местную консерваторию в 1901 году. Умер Антонин Дворжак
1 мая 1904 года в Праге.
Дворжак, как и его соотечественник Сметана, синтезировал в своем
творчестве общеевропейские и специфически национальные элементы. Однако,
если идеалом Сметаны было искусство Листа, то Дворжак, представитель
более молодого поколения, основывался на достижениях Бетховена, Шуберта
и Брамса. Самые крупные творческие удачи Дворжака связаны с
непрограммной симфонией, камерно-инструментальными и романсовыми
жанрами, церковной музыкой; две из десяти его опер - Русалка (одно из
лучших произведений композитора) и Черт и Кача - до сих ставятся на
европейских сценах. Стиль композитора отличается богатством мелодизма,
оригинальностью ритмики (часто связанной с фольклорными источниками) и
красочным оркестровым письмом. Дворжак испытал сильное влияние Брамса,
но в целом его искусство носит эмоциональный характер.
Кульминационными в творческом отношении стали для Дворжака три
проведенных в Америке года, когда одно за другим появлялись его лучшие
сочинения - Девятая (ранее считавшаяся Пятой) симфония ми минор, носящая
название Из Нового Света, - в ней темы, сочиненные под впечатлением от
индейских и негритянских напевов, сочетаются с типично чешскими
мелодиями; виолончельный концерт си минор - одно из лучших произведений
данного жанра в мировой литературе; вдохновенный струнный квартет фа
мажор (Американский) - он был написан Дворжаком в Спиллвилле (шт. Айова)
и, подобно симфонии, содержит индейские и негритянские мотивы; полные
искреннего благоговения Библейские песни на старые чешские тексты - в
них особенно глубоко запечатлена тоска музыканта по родине. Следует
упомянуть еще ряд сочинений - Славянские танцы (написанные для
фортепианного дуэта, а затем переложенные автором для оркестра) -
наиболее популярное произведение чешского мастера, Пятую симфонию фа
мажор (ранее - Третья), скрипичный концерт, а также в камерных жанрах -
фортепианный квинтет ля мажор, фортепианное трио Думки, разного рода
фантазии на темы чешских танцев, многочисленные фортепианные пьесы, в
том числе цикл Юморески (седьмая из пьес цикла существует ныне во
множестве аранжировок). Среди церковных композиций Дворжака выделяются
поэтичная Stabat Mater, величественный Te Deum, трогательный реквием -
все произведения для солистов, хора и оркестра. |