Венсан Д’Энди - французский
композитор, органист, дирижёр, педагог, музыкальный критик и публицист.
Поль Мари Теодор Венсан Д'Энди родился 27 марта 1851 года в Париже. Его
воспитанием занималась бабушка, женщина с сильным характером и страстная
любительница музыки. Д'Энди брал уроки у Ж. Ф. Мармонтеля и А.
Лавиньяка; регулярные занятия были прерваны франко-прусской войной
(1870-1871), во время которой Д'Энди служил в Национальной гвардии. Он
одним из первых вступил в Национальное музыкальное общество, основанное
в 1871 году с целью возродить былую славу французской музыки; среди
друзей Д'Энди - Ж. Бизе, Ж. Массне, К. Сен-Санс. Но наиболее близки ему
были музыка и личность С. Франка, и вскоре Д'Энди стал учеником и
страстным пропагандистом искусства Франка, а также его биографом.
Поездка в Германию, во время которой Д'Энди познакомился с Листом и
Брамсом, укрепила его прогерманские настроения, а посещение Байройта в
1876 году сделало Д'Энди убежденным вагнерианцем. Эти увлечения
молодости отразились в трилогии симфонических поэм по мотивам
шиллеровского Валленштейна и в кантате Песнь колокола. В 1886 году
появилась Симфония на тему песни французского горца, которая
свидетельствовала о возникновении у автора интереса к французскому
фольклору и некотором отходе от страстного увлечения германством. Это
сочинение для фортепиано с оркестром, возможно, осталось вершиной
творчества композитора, хотя добротная техника и пламенный идеализм
Д'Энди нашли яркое отражение и в других сочинениях: в двух операх -
вполне вагнерианском Ферваале (1897) и Чужеземце (1903), а также в
симфонических вариациях Истар (1896), Второй симфонии си-бемоль мажор
(1904), симфонической поэме Летний день в горах (1905) и первых двух из
его струнных квартетов (1890 и 1897).
В 1894 году Д'Энди вместе с Ш. Бордом и А. Гильманом основал "Схола
канторум": по замыслу это было общество для изучения и исполнения
духовной музыки, но вскоре "Схола" превратилась в высшее
музыкально-педагогическое заведение, соперничавшее с Парижской
консерваторией. Д'Энди играл здесь главную роль как оплот
традиционализма, дававший отпор новациям таких авторов, как Дебюсси; в
класс Д'Энди по композиции приезжали музыканты из разных стран Европы.
Эстетика Д'Энди опиралась на искусство Баха, Бетховена, Вагнера, Франка,
а также на григорианское монодическое пение и народную песню;
идеологическим основанием взглядов композитора была католическая
концепция назначения искусства. Умер Венсан Д’Энди 2 декабря 1931 года в
Париже. |