Шарль Гуно - французский
композитор. Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 года в Париже, в
семье художника. Окончив лицей Сен-Луи, Гуно поступил в Парижскую
консерваторию, где занимался контрапунктом у Галеви, а композицией у Ф.
Паэра и Ж.Ф.Лесюэра. В 1839 году был удостоен Римской премии. В Риме
изучал великую духовную музыку итальянского Возрождения, написал две
мессы, реквием и кантату. Познакомился с произведениями немецких
романтиков, но в творчестве преобладало влияние итальянцев. Вернувшись в
Париж, Гуно принял решение стать священником. Он служил органистом и
регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. Со временем любовь к
музыке победила: отказавшись от принятия духовного сана, он полностью
посвятил себя творчеству и стал профессиональным композитором. В 1851
году в Лондоне была исполнена его месса соль мажор, успех которой открыл
перед ним новые возможности. Парижский театр "Опера" принял к постановке
первую оперу Гуно Сафо (1851), однако она не имела успеха. Тем не менее
композитор всерьез увлекся оперным жанром.
Следующая опера Гуно - Окровавленная монахиня (1854), либретто которой
отвергли пять композиторов, включая Г. Спонтини и Г. Берлиоза. И на этот
раз премьеру ждала неудача. Лекарь поневоле (1858) привлек к себе
большее внимание, к опере проявила интерес и лондонская публика, но
только благодаря Фаусту (1860), композитор смог упрочить свое положение
в театре. Премьера состоялась на сцене "Театр лирик" (1859), затем Гуно
исключил ее из репертуара и переписал. Новая редакция Фауста,
завоевавшая симпатии публики, была поставлена в 1869 году в
Императорской академии музыки. Относительный успех имела опера Филемон и
Бавкида (1860), после которой, вплоть до постановки Ромео и Джульетты
(1867), сочинения композитора встречали в оперных театрах весьма
сдержанный прием. В 1864 году определенное признание получила опера
Мирейль. Наряду с операми Гуно постоянно писал и духовные сочинения, но
ни одно из них не оставило заметного следа во французской музыке.
Когда в 1870 году началась франко-прусская война, композитор переехал в
Англию, где вскоре приобрел известность. Для Международной выставки 1871
года он написал кантату Галлия. Чтобы исполнить ее, был создан
специальный хор, который существует и в наши дни как Королевское хоровое
общество. Под влиянием усилившихся религиозно-мистических настроений
Гуно все чаще обращается к церковной музыке; два важнейших сочинения
этого времени - Искупление (1882) и Смерть и жизнь (1883) - трилогии для
певцов-солистов, хора и оркестра. Позднее был создан реквием (1893);
автору не довелось услышать свое творение, хотя он настойчиво просил
Концертное общество исполнить хотя бы фрагмент.
Несмотря на многочисленные неудачи в оперном творчестве, Гуно сыграл
важнейшую роль в становлении подлинно французской оперы (в то время она
только зарождалась, если не считать комической оперы и малоизвестных
произведений Берлиоза). Фауст сразу одержал верх в состязании с большой
оперой, внедряемой Дж. Мейербером, и способствовал развитию лирической
оперы. К достоинствам Гуно можно отнести его умение создавать яркие
эпизоды. Сцены в саду и в тюрьме из Фауста превосходны, а вальсы
передают живость французского характера. Когда поэтический текст
вдохновлял композитора, он мог отбросить присущую ему сдержанность, -
так было с куплетами Мефистофеля (Фауст) или с песней Вулкана (Филемон и
Бавкида). Ave Maria - вероятно, лучшее духовное сочинение Гуно -
вдохновлено прелюдией до мажор И. С. Баха. Изучение музыки Палестрины и
других композиторов, а также работа с большим хором, известным под
названием "Орфеон" (1852-1860), позволили Гуно овладеть хоровым письмом.
Он превосходно писал для хора, хотя его творческое воображение уступало
его техническому мастерству. Композитор работал и в камерных жанрах: он
был автором нескольких очаровательных песен, а две его маленькие
симфонии доказали, что если бы не увлечение оперой и религией, он стал
бы одним из лучших французских симфонистов. Умер Гуно в Сен-Клу близ
Парижа 18 октября 1893 года. |