Иоганн Непомук Гуммель -
австрийский композитор и пианист. Иоганн Непомук Гуммель родился 14
ноября 1778 года в Пресбурге (ныне Братислава). Уже в три года обладал
исключительным музыкальным слухом и благодаря своему необычайному
интересу к любой музыке в пятилетнем возрасте получил от отца в подарок
маленькое фортепиано, которое он, между прочим, благоговейно хранил до
самой смерти. С 1793 года Непомук жил в Вене. Его отец в то время
занимал здесь место музыкального директора театра. В первые годы своего
пребывания в столице Непомук редко появлялся в обществе, так как
занимался в основном музыкой. Сначала отец привел его к Иоганну Георгу
Альбрехтсбергеру, одному из учителей Бетховена, для занятий
контрапунктом, а позже к придворному капельмейстеру Антонио Сальери, у
которого он брал уроки пения и который стал его самым близким другом и
даже был свидетелем на свадьбе. А в августе 1795 года он стал учеником
Йозефа Гайдна, который ближе познакомил его с органом. Хотя в эти годы
Гуммель как пианист редко выступал в приватных кругах, он считался уже в
1799 году одним из самых знаменитых виртуозов своего времени, его игра
на фортепиано, по высказываниям современников, была неповторимой, и даже
Бетховен не мог сравниться с ним. Это мастерское искусство интерпретации
скрывалось за неказистой внешностью. Он был невысок ростом, полноват, с
грубо вылепленным лицом, сплошь покрытым оспинами, которое зачастую
нервно подергивалось, что производило на слушателей неприятное
впечатление.
В эти же годы Гуммель начал выступать с собственными композициями. И
если его фуги и вариации лишь привлекли внимание, то рондо сделало его
очень популярным. По-видимому, благодаря Гайдну в январе 1804 года
Гуммель был принят в капеллу князя Эстергази в Эйзенштадте в качестве
концертмейстера с годовым жалованием 1200 гульденов. Со своей стороны
Гуммель испытывал к своему другу и покровителю безграничное почтение,
которое выразил в своей посвященной Гайдну фортепианной сонате Es-Dur.
Вместе с другой сонатой, "Аллилуйя", и фантазией для фортепиано она
сделала Гуммеля знаменитым во Франции после концерта Херубини в
Парижской консерватории в 1806 году.
Когда в 1805 году Генрих Шмидт, работавший в Веймаре у Гёте, был
назначен директором театра в Эйзенштадте, музыкальная жизнь при дворе
оживилась; начались регулярные постановки на вновь сооруженной сцене
большого зала дворца. Гуммель вносил свой вклад в развитие почти всех
принятых в то время жанров - от различных драм, сказок, балетов до
серьезных опер. Это музыкальное творчество пришлось в основном на время,
которые он провел в Эйзенштадте, то есть на 1804-1811 годы. Так как эти
произведения были написаны, по-видимому, исключительно по заказу, в
большинстве случаев со значительным ограничением во времени и в
соответствии со вкусами тогдашней публики, его оперы не могли иметь
продолжительного успеха. Зато многие музыкальные произведения
пользовались большой популярностью у театральной публики. Возвратившись
в 1811 году в Вену, Гуммель посвятил себя исключительно композиторской
деятельности и урокам музыки и редко выступал перед общественностью как
пианист.
16 мая 1813 года Гуммель женился на Элизабет Рекель, певице Венского
придворного театра, сестре ставшего известным своими связями с
Бетховеном оперного певца Иозефа Августа Рекеля. Эта женитьба
способствовала тому, что Гуммель сразу же попал в поле зрения венской
общественности. Когда он весной 1816 года по окончании военных действий
отправился в концертное турне в Прагу, Дрезден, Лейпциг, Берлин и
Бреслау, во всех критических статьях отмечали, что "со времен Моцарта ни
один пианист так не восхищал публику, как Гуммель". Так как камерная
музыка была в то время идентична домашней музыке, он должен был
приноравливаться к широкой аудитории, если хотел иметь успех. Композитор
пишет знаменитый септет, который впервые с большим успехом был исполнен
28 января 1816 года баварским королевским камерным музыкантом Раухом на
домашнем концерте. Позднее он был назван самым лучшим и совершенным
произведением Гуммеля. Между прочим, Гуммеля с Бетховеном связывали
дружеские отношения. Хотя в разное время случались и серьезные размолвки
между ними.
После пятилетнего пребывания в Вене в качестве учителя музыки 16
сентября 1816 года он был приглашен в Штутгарт в качестве придворного
капельмейстера, где в оперном театре ставил оперы Моцарта, Бетховена,
Херубини и Сальери и выступал как пианист. Через три года композитор
перебирается в Веймар. Город, наряду с некоронованным королем поэтов
Гёте, получил в лице знаменитого Гуммеля новую звезду. К нему стали
приезжать ученики со всего света. Его слава преподавателя музыки была
так велика, что сам факт быть его учеником имел большое значение для
дальнейшей карьеры молодого музыканта. В Веймаре Гуммель достиг пика
своей европейской славы. Здесь он сделал настоящий рывок после
бесплодных в творческом отношении лет в Штутгарте. Начало положило
сочинение знаменитой сонаты fis-Moll, одной которой, по словам Роберта
Шумана, хватило бы, чтобы обессмертить имя Гуммеля. Но и три трио для
фортепьяно его последнего периода творчества, прежде всего опус 83,
содержат совершенно новые стилистические черты; минуя своих
предшественников Гайдна и Моцарта, он обращается здесь к "блестящей"
игре. Особо следует подчеркнуть завершенный предположительно в 1820 году
квинтет для фортепьяно es-Moll, в котором основным принципом
музыкального выражения являются не элементы импровизации или
орнаментальные украшения, а работа над темой и мелодией. Использование
венгерских фольклорных элементов, большее предпочтение фортепьяно и
свободное владение мелодией - вот некоторые музыкальные особенности,
которые отличают поздний стиль Гуммеля.
Как дирижер при Веймарском дворе Гуммель уже в марте 1820 года взял свой
первый отпуск, чтобы отправиться в концертное турне в Прагу, а затем в
Вену. На обратном пути он дал в Мюнхене концерт, который имел небывалый
успех. Через два года он поехал в Россию, в 1823 году - в Париж, где
после концерта 23 мая его назвали "современным Моцартом Германии". В
1828 году в Варшаве на одном из его концертов присутствовал молодой
Шопен, которого игра мастера буквально пленила. Свое последнее
концертное турне - в Вену - он совершил вместе с супругой в феврале 1834
года. Последние недели своей жизни он провел за обработкой струнных
квартетов для фортепиано Бетховена, которые ему заказали в Лондоне, где
он намеревался их издать. Болезнь изнуряла композитора, силы медленно
покидали его, и он не смог осуществить свои намерения. Умер Иоганн
Непомук Гуммель 17 октября 1837 года в Веймаре. |