Elite-Home

София Асгатовна Губайдулина

На главную ║ Назад    Великие композиторы

София Асгатовна Губайдулина (Sofia Asgatovna Gubaidulina)

 

   София Асгатовна Губайдулина - русский композитор. Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в Чистополе (Татарстан), в интеллигентной татарско-русской семье. Музыке обучалась в училище и консерватории в Казани. После окончания Казанской консерватории в 1954 году (класс композиции А. С.Лемана, класс фортепиано Г. М. Когана) поступила в Московскую консерваторию, которую окончила в 1959 году по классу композиции Н. И. Пейко, и затем занималась в аспирантуре у В. Я. Шебалина. До начала 1990-х годов жила в Москве на положении "свободного художника"; в 1969-1970 годах работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки; сотрудничала с разными киностудиями. С начала 1990-х годов живет в Германии. Лауреат ряда иностранных и российских премий, почетный член берлинской Академии искусств.

   Обычно Губайдулину помещают в "первой тройке" советского авангарда 1960-1980-х годов, сразу вслед за Э. Денисовым и А. Шнитке. Первым представительным ее сочинением стала кантата Ночь в Мемфисе для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968). В дальнейшем она отдавала предпочтение инструментальным формам сравнительно небольших масштабов, часто с оригинальным составом инструментов (исключением является большая симфония в 12 частях под названием Слышу... Умолкло..., 1986). С конца 1980-х годов в ее творчестве вновь появляются вокально-инструментальные композиции; в их числе Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов (1990); кантата Из Часослова на стихи Р. М. Рильке (1991); кантата Теперь всегда снега на стихи Г. Айги (1993) и одна из последних работ - масштабные Страсти по Иоанну (2000), написанные по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И. С. Баха.
   Критики отмечают в творчестве Губайдулиной взаимодействие западных и восточных традиций; ее стиль свободен, подвижен и не принадлежит к какому-либо определенному направлению. Характерные черты почерка Губайдулиной - высокая духовная концентрация, стремление к архитектоническому совершенству формы, чуткость к тембровости, к звуку как таковому. По ее собственным словам, музыка 20 века "часто обращается к нематериальным процессам, доходя порой до порога молчания".
 
   По материалам: http://www.krugosvet.ru/.

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru