Александр Тихонович
Гречанинов - русский композитор. Гречанинов родился 25 октября 1864 года
в Калуге (Россия), в купеческой семье. Очень скоро его родители
переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в
гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и
в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал
заниматься очень поздно. Учился в Московской (1881-1890) и Петербургской
(1890-1893) консерваториях. Преподавал теорию музыки в музыкальной школе
Гнесиных (Москва), позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман.
Участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском
университете.
В начале своего творчества написал музыку к спектаклям МХАТа - "Царь
Федор Иоаннович" (1898), "Смерть Иоанна Грозного" (1899), а также
оперу-былину "Добрыня Никитич" (1901, постановка 1903 года). В конце
1900-х-начале 1910-х годов Гречанинов пережил увлечение модерном, что
отразилось в его опере "Сестре Беатрисе" по Метерлинку (поставлена в
1912 в Москве Оперой С. Зимина), а также в камерно-инструментальных
сочинениях и вокальных циклах на стихи Бодлера и русских
поэтов-символистов. В 1910-х годах композитор пришел к идее нового типа
духовной музыки на церковно-славянские тексты для голоса соло и хора с
инструментами. Как известно, введение инструментов в церковную службу
православной традицией строго запрещено. Таким образом, речь шла о жанре
концертной духовной музыки, хотя одно время композитор допускал
возможность исполнения таких сочинений за службой и даже выступал с
подобным предложением на заседаниях Церковного Собора 1917-1918 годов. В
дореволюционный период в этом жанре Гречаниновым созданы: кантата
"Хвалите Бога" (1915, 2-я редакция - 1932), концертная ария для альта с
оркестром "Благослови, душе моя, Господа", полиелей "Хвалите имя
Господне" для альта, струнного оркестра, арфы и органа и "Демественная
литургия" (1917, 2-я редакция с хором - 1926; из этой редакции наиболее
известна часть "Сугубая ектения", записанная на пластинку Шаляпиным).
Гречанинов сначала восторженно принял революцию 1905 года (сочинил
"Похоронный март" памяти Н. Баумана), а потом Февральскую революцию
(совместно с К. Бальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой
популярностью "Гимн Свободной России"). В первые послереволюционные годы
он пытался зарабатывать на жизнь концертами-лекциями, преподаванием и
т.д. С помощью друзей ему удалось в 1922 году совершить концертную
поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с
певицей Т. Макухиной. В 1925 году Гречанинов покинул Россию. До 1939
года он жил в Париже, с 1940 года - в Нью-Йорке. За рубежом он вел
активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных жанрах,
преподавал игру на фортепиано и пение (в основном давал частные уроки,
сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по
заказам западных и русских зарубежных издательств (особенно в области
музыки для детей), сохранял связи с концертными организациями и
издательствами в СССР. Наиболее эффективным средством заработка стали
для него концертные поездки в США, которые начались с 1929 года по
предложению известной русской певицы Н. Кошиц. В зарубежный период
Гречаниновым были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая), несколько
сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки
для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера "Женитьба" по
Н. Гоголю. Наибольшую известность, особенно в США, принесла Гречанинову
его духовная музыка. Сочинения композитора дореволюционного периода
входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья. В
1930-1940-е годы им были созданы: монументальная Вселенская месса для
солистов, хора, оркестра и органа, 4 малые мессы для хора с органом, 6
мотетов для того же состава - все на латинские тексты; диптих псалмов
Давидовых на древнееврейские тексты; четвертая литургия для хора a
cappelle по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных
песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты. Все
эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера
"Вселенской мессы" состоялась в Бостоне под управлением С. Кусевицкого.
Премьера одной из малых месс - в парижском соборе Notre Dame. С успехом
прошла в США и премьера Пятой симфонии под управлением Стоковского.
В России духовная музыка Гречанинова зарубежного периода, как и другие
его произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она
представляет собой весьма любопытный образец "музыкального экуменизма" -
сочетание русских церковных мотивов с католическими формами мессы и
мотета и даже с формами синагогального пения (в диптихе псалмов). В 1943
году возобновились прерванные во второй половине 1930-х годов связи
Гречанинова с Россией: в том году под впечатлением побед Советской Армии
он передал в Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму
для хора и оркестра "К Победе". Осенью 1944 года в Москве состоялись
концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые
произведения Гречанинова были изданы в СССР, исполнялись по радио и т.д.
В эти же годы композитор закончил и издал на свои средства автобиографию
- книгу "Моя жизнь" (Нью-Йорк, 1951, на русском языке). Умер Александр
Тихонович Гречанинов 3 января 1956 года в Нью-Йорке. Его архив передан в
Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью
дореволюционных материалов композитора; другая часть архива - в Музее
музыкальной культуры им. М. Глинки. |