Elite-Home

Георг Фридрих Гендель

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Георг Фридрих Гендель (George Frideric Handel)

 

   Георг Фридрих Гендель - немецкий композитор. Гендель родился 23 февраля 1685 года в саксонском городе Галле (Германия). Начальное образование получил в средней, так называемой классической школе. После окончания школы был учеником известного в Галле органиста и композитора Фридриха Цахау, у которого научился не только сочинять, но и свободно играть на скрипке, гобое, клавесине. В феврале 1697 года умер отец Георга. Исполняя желание покойного, Георг окончил гимназию и через пять лет после смерти отца поступил на юридический факультет университета в Галле. Через месяц после поступления в университет он был назначен органистом в городской реформатский собор. Он стажировался там ровно год, а также преподавал пение в гимназии, имел частных учеников, писал мотеты, кантаты, хоралы, псалмы и музыку для органа, обновляя каждую неделю репертуар городских церквей.
   В мае 1702 года началась война за испанское наследство, охватившая всю Европу. Весной следующего года Гендель покинул Галле и направился в Гамбург. Гендель устраивается в оперный театр в качестве второго скрипача (вскоре он стал первым скрипачом). Этот скромный факт в богатой событиями жизни композитора оказался решающим. С этого момента Гендель выбирает поприще светского музыканта, а опера, принесшая ему и славу, и страдание, становится основой его творчества на долгие годы. Главным событием жизни Генделя в Гамбурге можно считать первое представление его оперы "Альмира" 8 января 1705 года. Успех оперы был прочным, ее играли около двадцати раз. 25 февраля того же года ставится вторая опера - "Любовь, приобретенная кровью и злодейством, или Нерон". Эта опера выдержала три представления. В Гамбурге Гендель написал свое первое произведение в жанре оратории. Это так называемые "Страсти" на текст известного немецкого поэта Постеля. Накопив немного денег уроками и сочинением, Гендель неожиданно для всех уехал в Италию. С конца 1706 года до апреля 1707 года он жил во Флоренции, а затем отправился в Рим. Осенью 1708 года Гендель впервые добивается публичного успеха как композитор. При посредстве герцога Фердинанда Тосканского он ставит свою первую итальянскую оперу "Родриго". Он также выступает на публичных состязаниях с лучшими из лучших в Риме, Доменико Скарлатти признает его победу. Его игру на клавесине называют дьявольской - весьма лестным эпитетом для Рима. Он пишет для кардинала Оттобони две оратории, тотчас исполненных.
   После успеха в Риме Гендель спешит на юг, в солнечный Неаполь. Постоянный соперник Венеции в искусствах, Неаполь обладал своей школой и традициями. Гендель пробыл в Неаполе около года. За это время он написал очаровательную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем", еще несколько вещей в таком же духе, но меньших по размеру. Главным сочинением Генделя в Неаполе была опера "Агриппина", написанная летом 1709 года и поставленная в том же году в Венеции, куда вновь возвратился композитор. Премьера состоялась 26 декабря. Итальянцы, с присущей им горячностью и воодушевлением, воздали должное молодому немецкому композитору. Вскоре Гендель уехал в Ганновер и поступил на службу к ганноверскому курфюрсту придворным капельмейстером. Но и там он пробыл недолго. К концу 1710 года, получив у курфюрста официальный отпуск, Гендель отправился в Лондон. Он сразу же вошел в театральный мир британской столицы, получил заказ от Аарона Хилла, арендатора театра Тайдмаркет, и вскоре написал оперу "Ринальдо". В январе 1713 года Гендель пишет монументальный "Те деум" и "Оду ко дню рождения королевы". Ода была исполнена 6 февраля. Королева Анна осталась довольна музыкой и собственноручно подписала разрешение исполнить "Те деум". 7 июля по случаю подписания Утрехтского мира в присутствии королевы и парламента торжественно-величественные звуки генделевского "Те деума" огласили своды собора Св. Павла. После успеха "Те деума" композитор окончательно решил делать карьеру в Англии. До 1720 года Гендель находился на службе у старого герцога Чандоса, бывшего при Анне суперинтендантом королевской армии. Герцог жил в замке Кеннон, близ Лондона, где у него была превосходная капелла. Гендель сочинял для нее музыку.
   В 1720 году в Лондоне открылось театрально-коммерческое предприятие с капиталом в 20 000 фунтов стерлингов. Оно называлось "Королевской академией музыки". Генделю было поручено набрать в труппу академии лучших певцов Европы, преимущественно итальянской школы. Гендель стал свободным предпринимателем, акционером. Почти двадцать лет, начиная с 1720 года, он сочинял и ставил оперы, набирал или распускал труппу, работал с певцами, оркестром, поэтами и импресарио. 12 января 1723 года Гендель ставит "Отгона". На этот раз он пользуется приемами противника, он пишет легко, мелодически приятно, это была самая популярная опера в Англии тех дней. После этого остроумного контрудара Гендель пошел в наступление. В мае 1723 года - "Флавио", в 1724 году две оперы - "Юлий Цезарь" и "Тамерлан". В 1725 году - "Роделинда". Это была победа. Последняя триада опер была достойным венцом победителю. Но судьба не была справедлива. Вкусы переменились, и теперь англичане смеялись над итальянской оперой, над Генделем - сочинителем итальянских опер, над Генделем, победившим итальянцев.

   Для Генделя наступили трудные времена - все было против него. Старый курфюрст, единственный сильный покровитель - Георг I - умер. Молодой король, Георг II, принц Уэльский, ненавидел Генделя, любимца отца. Георг II строил ему козни, приглашая новых итальянцев, натравливал на него врагов. Публика не ходила на оперы Генделя. В такой обстановке Гендель не переставал писать и ставить оперы - его упорство напоминало безумие. Каждый год он терпел поражение, каждый год он наблюдал примерно одну и ту же картину: молчаливый, невнимательный, пустующий зал. В 1734 и 1735 годах в Лондоне был в моде французский балет. Гендель написал оперы-балеты во французском стиле: "Терпсихора", "Альцина", "Ариодант" и пастиччо "Орест". Но в 1736 году, в связи с обострившейся политической обстановкой, французский балет вынужден был уехать из Лондона. В конце концов, Гендель разорился. Он слег, его разбил паралич. Оперное предприятие закрыли. Друзья дали ему в долг немного денег и отправили на курорт в Аахен. Отдых был краток как сон. Он проснулся, он стоял на ногах, правая рука двигалась. Произошло чудо. Здоровье вернулось к Генделю. В декабре 1737 года он завершает "Фарамондо" и берется за новую оперу "Ксеркс". 1738 год был удачным для Генделя. Солнце успеха одарило его теплом. В начале года публика охотно пошла на "Фарамондо". В феврале Гендель поставил пастиччо "Алессандро Севере", а в апреле - "Ксеркс". В марте друзья устроили в его честь концерт. Он поправил свои дела, расплатился с самыми неотложными долгами. Нужда отступила. Следующий год - опять разочарование. Опять запущены дела, театр пустует, опять небрежение к его музыке.
   А в это время он пишет необыкновенно хорошо: фантазия была на редкость богатой, прекрасный материал послушно подчинялся воле, оркестр звучал выразительно и живописно, формы получались отточенными. Он сочиняет одну из лучших своих философических» ораторий - "Жизнерадостный, задумчивый и умеренный" на прекрасные юношеские стихи Мильтона, несколько ранее - "Оду св. Цецилии" на текст Драйдена. Знаменитые двенадцать кончерти-гросси написаны им в те годы. И именно в это время Гендель расстается с оперой. В январе 1741 года была поставлена последняя - "Деидамия". Закончилась двадцатилетняя борьба Генделя. Он убедился, что возвышенный род оперы-сериа не имел смысла в такой стране, как Англия. Двадцать лет Гендель упорствовал. В 1740 году он перестал перечить английскому вкусу - и британцы признали его гений. Гендель больше не противился изъявлению духа нации - он стал национальным композитором Англии. Если бы Гендель написал только оперы, все равно его имя заняло бы почетное место в истории искусств. Но он никогда не стал бы тем Генделем, каким мы его ценим поныне. Новая эпоха началась для Генделя 22 августа 1741 года. В этот памятный день он приступил к оратории "Мессия". А уже 18 февраля 1743 года состоялось первое исполнение "Самсона" - героической оратории на текст Мильтона.
   В 1743 году у Генделя появились признаки серьезного заболевания. Правда, он довольно быстро выздоровел. В следующие два года акции Генделя вновь упали. А композитор писал и писал оратории. 10 февраля 1744 года он ставит "Семелу", 2 марта - "Иосифа", в августе заканчивает "Геркулеса", в октябре - "Валтасара". Осенью он вновь арендует на сезон Ковент-Гарден. Зимой 1745 года он ставит "Валтасара" и "Геркулеса". Его соперники прилагают все силы, чтоб не допустить успеха концертов, им это удается - Гендель снова на грани разорения. В марте он заболел, слег, но дух его не был сломлен. 11 августа 1746 года Гендель заканчивает ораторию "Иуда Маккавей" - одну из лучших своих ораторий на библейскую тему. В 1747 году Гендель еще раз арендует Ковент-Гарден. Он дает серию подписных концертов. 1 апреля ставит "Иуду Маккавея" - ему сопутствует успех. Новая оратория исполняется еще пять раз. Гендель снова торжествует, он опять на высоте. Удачным был для Генделя конец 1740-х годов. Англия оценила его заслуги, воздала ему должное. В 1747 году Гендель пишет оратории "Александр Балус" и "Иисус Навин". Весной следующего года он ставит новые оратории, а летом пишет еще две - "Соломон" и "Сусанна". В 1751 году здоровье композитора ухудшилось. 3 мая 1752 года ему оперируют глаза. Безуспешно. Болезнь прогрессирует. В 1753 году наступает полная слепота. Гендель отвлекает себя концертами, играя на память или импровизируя. Изредка пишет музыку. В субботу 14 апреля 1759 года его не стало.
   По материалам: http://www.tonnel.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru