Георг Фридрих Гендель -
немецкий композитор. Гендель родился 23 февраля 1685 года в саксонском
городе Галле (Германия). Начальное образование получил в средней, так
называемой классической школе. После окончания школы был учеником
известного в Галле органиста и композитора Фридриха Цахау, у которого
научился не только сочинять, но и свободно играть на скрипке, гобое,
клавесине. В феврале 1697 года умер отец Георга. Исполняя желание
покойного, Георг окончил гимназию и через пять лет после смерти отца
поступил на юридический факультет университета в Галле. Через месяц
после поступления в университет он был назначен органистом в городской
реформатский собор. Он стажировался там ровно год, а также преподавал
пение в гимназии, имел частных учеников, писал мотеты, кантаты, хоралы,
псалмы и музыку для органа, обновляя каждую неделю репертуар городских
церквей.
В мае 1702 года началась война за испанское наследство, охватившая всю
Европу. Весной следующего года Гендель покинул Галле и направился в
Гамбург. Гендель устраивается в оперный театр в качестве второго
скрипача (вскоре он стал первым скрипачом). Этот скромный факт в богатой
событиями жизни композитора оказался решающим. С этого момента Гендель
выбирает поприще светского музыканта, а опера, принесшая ему и славу, и
страдание, становится основой его творчества на долгие годы. Главным
событием жизни Генделя в Гамбурге можно считать первое представление его
оперы "Альмира" 8 января 1705 года. Успех оперы был прочным, ее играли
около двадцати раз. 25 февраля того же года ставится вторая опера -
"Любовь, приобретенная кровью и злодейством, или Нерон". Эта опера
выдержала три представления. В Гамбурге Гендель написал свое первое
произведение в жанре оратории. Это так называемые "Страсти" на текст
известного немецкого поэта Постеля. Накопив немного денег уроками и
сочинением, Гендель неожиданно для всех уехал в Италию. С конца 1706
года до апреля 1707 года он жил во Флоренции, а затем отправился в Рим.
Осенью 1708 года Гендель впервые добивается публичного успеха как
композитор. При посредстве герцога Фердинанда Тосканского он ставит свою
первую итальянскую оперу "Родриго". Он также выступает на публичных
состязаниях с лучшими из лучших в Риме, Доменико Скарлатти признает его
победу. Его игру на клавесине называют дьявольской - весьма лестным
эпитетом для Рима. Он пишет для кардинала Оттобони две оратории, тотчас
исполненных.
После успеха в Риме Гендель спешит на юг, в солнечный Неаполь.
Постоянный соперник Венеции в искусствах, Неаполь обладал своей школой и
традициями. Гендель пробыл в Неаполе около года. За это время он написал
очаровательную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем", еще несколько вещей в
таком же духе, но меньших по размеру. Главным сочинением Генделя в
Неаполе была опера "Агриппина", написанная летом 1709 года и
поставленная в том же году в Венеции, куда вновь возвратился композитор.
Премьера состоялась 26 декабря. Итальянцы, с присущей им горячностью и
воодушевлением, воздали должное молодому немецкому композитору. Вскоре
Гендель уехал в Ганновер и поступил на службу к ганноверскому курфюрсту
придворным капельмейстером. Но и там он пробыл недолго. К концу 1710
года, получив у курфюрста официальный отпуск, Гендель отправился в
Лондон. Он сразу же вошел в театральный мир британской столицы, получил
заказ от Аарона Хилла, арендатора театра Тайдмаркет, и вскоре написал
оперу "Ринальдо". В январе 1713 года Гендель пишет монументальный "Те
деум" и "Оду ко дню рождения королевы". Ода была исполнена 6 февраля.
Королева Анна осталась довольна музыкой и собственноручно подписала
разрешение исполнить "Те деум". 7 июля по случаю подписания Утрехтского
мира в присутствии королевы и парламента торжественно-величественные
звуки генделевского "Те деума" огласили своды собора Св. Павла. После
успеха "Те деума" композитор окончательно решил делать карьеру в Англии.
До 1720 года Гендель находился на службе у старого герцога Чандоса,
бывшего при Анне суперинтендантом королевской армии. Герцог жил в замке
Кеннон, близ Лондона, где у него была превосходная капелла. Гендель
сочинял для нее музыку.
В 1720 году в Лондоне открылось театрально-коммерческое предприятие с
капиталом в 20 000 фунтов стерлингов. Оно называлось "Королевской
академией музыки". Генделю было поручено набрать в труппу академии
лучших певцов Европы, преимущественно итальянской школы. Гендель стал
свободным предпринимателем, акционером. Почти двадцать лет, начиная с
1720 года, он сочинял и ставил оперы, набирал или распускал труппу,
работал с певцами, оркестром, поэтами и импресарио. 12 января 1723 года
Гендель ставит "Отгона". На этот раз он пользуется приемами противника,
он пишет легко, мелодически приятно, это была самая популярная опера в
Англии тех дней. После этого остроумного контрудара Гендель пошел в
наступление. В мае 1723 года - "Флавио", в 1724 году две оперы - "Юлий
Цезарь" и "Тамерлан". В 1725 году - "Роделинда". Это была победа.
Последняя триада опер была достойным венцом победителю. Но судьба не
была справедлива. Вкусы переменились, и теперь англичане смеялись над
итальянской оперой, над Генделем - сочинителем итальянских опер, над
Генделем, победившим итальянцев.
Для Генделя наступили трудные времена - все было против него. Старый
курфюрст, единственный сильный покровитель - Георг I - умер. Молодой
король, Георг II, принц Уэльский, ненавидел Генделя, любимца отца. Георг
II строил ему козни, приглашая новых итальянцев, натравливал на него
врагов. Публика не ходила на оперы Генделя. В такой обстановке Гендель
не переставал писать и ставить оперы - его упорство напоминало безумие.
Каждый год он терпел поражение, каждый год он наблюдал примерно одну и
ту же картину: молчаливый, невнимательный, пустующий зал. В 1734 и 1735
годах в Лондоне был в моде французский балет. Гендель написал
оперы-балеты во французском стиле: "Терпсихора", "Альцина", "Ариодант" и
пастиччо "Орест". Но в 1736 году, в связи с обострившейся политической
обстановкой, французский балет вынужден был уехать из Лондона. В конце
концов, Гендель разорился. Он слег, его разбил паралич. Оперное
предприятие закрыли. Друзья дали ему в долг немного денег и отправили на
курорт в Аахен. Отдых был краток как сон. Он проснулся, он стоял на
ногах, правая рука двигалась. Произошло чудо. Здоровье вернулось к
Генделю. В декабре 1737 года он завершает "Фарамондо" и берется за новую
оперу "Ксеркс". 1738 год был удачным для Генделя. Солнце успеха одарило
его теплом. В начале года публика охотно пошла на "Фарамондо". В феврале
Гендель поставил пастиччо "Алессандро Севере", а в апреле - "Ксеркс". В
марте друзья устроили в его честь концерт. Он поправил свои дела,
расплатился с самыми неотложными долгами. Нужда отступила. Следующий год
- опять разочарование. Опять запущены дела, театр пустует, опять
небрежение к его музыке.
А в это время он пишет необыкновенно хорошо: фантазия была на редкость
богатой, прекрасный материал послушно подчинялся воле, оркестр звучал
выразительно и живописно, формы получались отточенными. Он сочиняет одну
из лучших своих философических» ораторий - "Жизнерадостный, задумчивый и
умеренный" на прекрасные юношеские стихи Мильтона, несколько ранее -
"Оду св. Цецилии" на текст Драйдена. Знаменитые двенадцать
кончерти-гросси написаны им в те годы. И именно в это время Гендель
расстается с оперой. В январе 1741 года была поставлена последняя -
"Деидамия". Закончилась двадцатилетняя борьба Генделя. Он убедился, что
возвышенный род оперы-сериа не имел смысла в такой стране, как Англия.
Двадцать лет Гендель упорствовал. В 1740 году он перестал перечить
английскому вкусу - и британцы признали его гений. Гендель больше не
противился изъявлению духа нации - он стал национальным композитором
Англии. Если бы Гендель написал только оперы, все равно его имя заняло
бы почетное место в истории искусств. Но он никогда не стал бы тем
Генделем, каким мы его ценим поныне. Новая эпоха началась для Генделя 22
августа 1741 года. В этот памятный день он приступил к оратории
"Мессия". А уже 18 февраля 1743 года состоялось первое исполнение
"Самсона" - героической оратории на текст Мильтона.
В 1743 году у Генделя появились признаки серьезного заболевания. Правда,
он довольно быстро выздоровел. В следующие два года акции Генделя вновь
упали. А композитор писал и писал оратории. 10 февраля 1744 года он
ставит "Семелу", 2 марта - "Иосифа", в августе заканчивает "Геркулеса",
в октябре - "Валтасара". Осенью он вновь арендует на сезон
Ковент-Гарден. Зимой 1745 года он ставит "Валтасара" и "Геркулеса". Его
соперники прилагают все силы, чтоб не допустить успеха концертов, им это
удается - Гендель снова на грани разорения. В марте он заболел, слег, но
дух его не был сломлен. 11 августа 1746 года Гендель заканчивает
ораторию "Иуда Маккавей" - одну из лучших своих ораторий на библейскую
тему. В 1747 году Гендель еще раз арендует Ковент-Гарден. Он дает серию
подписных концертов. 1 апреля ставит "Иуду Маккавея" - ему сопутствует
успех. Новая оратория исполняется еще пять раз. Гендель снова
торжествует, он опять на высоте. Удачным был для Генделя конец 1740-х
годов. Англия оценила его заслуги, воздала ему должное. В 1747 году
Гендель пишет оратории "Александр Балус" и "Иисус Навин". Весной
следующего года он ставит новые оратории, а летом пишет еще две -
"Соломон" и "Сусанна". В 1751 году здоровье композитора ухудшилось. 3
мая 1752 года ему оперируют глаза. Безуспешно. Болезнь прогрессирует. В
1753 году наступает полная слепота. Гендель отвлекает себя концертами,
играя на память или импровизируя. Изредка пишет музыку. В субботу 14
апреля 1759 года его не стало. |