Герман Германович Галынин -
русский композитор. Галынин родился 30 марта 1922 года в Туле (Россия),
в семье рабочего. Сирота, рано потерявший родителей, в 12 лет Галынин
попал в детский дом, который заменил ему семью. Уже в это время
проявились незаурядные художественные способности мальчика: он неплохо
рисовал, был непременным участником театральных представлений, но больше
всего тянулся к музыке - овладел всеми инструментами детдомовского
оркестра народных инструментов, перекладывал для него народные песни.
Родившееся в этой доброжелательной атмосфере первое сочинение юного
композитора - "Марш" для фортепиано стал своеобразным пропуском в
музыкальное училище при Московской консерватории. Прозанимавшись год на
подготовительном отделении, в 1938 году Галынин был зачислен на основной
курс.
В высокопрофессиональной среде училища, где он общался с выдающимися
музыкантами - И. Способиным (гармония) и Г. Литинским (композиция),
талант Галынина начал развиваться с поразительной силой и быстротой -
недаром сокурсники считали его главным художественным авторитетом.
Всегда жадный до всего нового, интересного, неординарного, неизменно
притягивающий к себе товарищей и коллег, в училищные годы Галынин
особенно увлекался фортепианной и театральной музыкой. И если
фортепианные сонаты и прелюдии отразили юношескую взволнованность,
открытость и тонкость чувств молодого композитора, то музыка к
интермедии М. Сервантеса "Саламанкская пещера" - склонность к острой
характеристичности, воплощению радости жизни. Найденное в начале пути
получило продолжение в дальнейшем творчестве Галынина - прежде всего в
фортепианных концертах и в музыке к комедии Дж. Флетчера "Укрощение
укротителя" (1944). Уже в училищные годы всех поражала самобытная
"галынинская" манера игры на фортепиано, тем более удивительная, что
пианистическому искусству он никогда систематически не учился.
В 1941 году первокурсник Московской консерватории Галынин уходит
добровольцем на фронт, но и здесь не расстается с музыкой - руководит
художественной самодеятельностью, сочиняет песни, марши, хоры. Лишь
спустя 3 года он возвращается в композиторский класс Н. Мясковского, а
затем - в связи с его болезнью - переходит в класс Д. Шостаковича, уже
тогда отметившего дарование нового ученика. Консерваторские годы - время
становления Галынина как человека и музыканта, его талант вступает в
пору расцвета. Лучшие сочинения этого периода - Первый фортепианный
концерт, Первый струнный квартет, фортепианное Трио, Сюита для струнных
- сразу же привлекли внимание слушателей и критиков. Венчают годы учебы
2 капитальные работы композитора - оратория "Девушка и смерть" (по М.
Горькому) и оркестровая "Эпическая поэма", вскоре ставшая очень
репертуарной и удостоенная в 1951 году Государственной премии.
Но тяжелый недуг уже подстерегал Галынина, так и не дав ему до конца
раскрыть свое дарование. Последующие годы жизни он мужественно боролся с
болезнью, стремясь отдать каждую вырванную у нее минуту любимой музыке.
Так возникли Второй квартет, Второй фортепианный концерт, Concerto
grosso для фортепиано solo, Ария для скрипки и струнного оркестра, были
отредактированы ранние фортепианные сонаты и оратория "Девушка и
смерть", исполнение которой стало событием в музыкальной жизни 60-х
годов. Умер Герман Германович Галынин 18 июня 1966 года в Москве.
Галынин был истинно русским художником, с глубоким, острым и современным
взглядом на мир. Как и в его личности, в сочинениях композитора пленяют
замечательная полнокровность, душевное здоровье, все в них вылеплено
крупно, выпукло, значительно. Музыка Галынина напряженна по мысли, явное
тяготение к эпичности, картинности высказывания оттеняется в ней сочным
юмором и мягкой сдержанной лирикой. На национальную природу творчества
указывает и песенный, широкого распева мелодизм, особый "корявоватый"
строй гармонии и оркестровки, восходящий к "неправильностям"
Мусоргского. |