Эрмано Вольф-Феррари -
итало-немецкий композитор. Эрмано Вольф-Феррари родился 12 января 1876
года в Венеции. С ранего детства обучался музыке. Но в юности он хотел
стать художником, усердно изучал живопись в Венеции. Продолжил
образование в Риме, а затем в Мюнхене. Заинтересовавшись музыкой в 1889
году поступил в Мюнхенскую консерваторию, где посещал занятия по
контрапункту и композиции у Йозефа Райнбергера. В 19-летнем возрасте
Вольф оставил консерваторию и возвратился в Венецию. В 1890-е годы он
стал хоровым дирижером. В том же году женился. В этот период Вольф
встречался и общался c Арриго Бойто и Джузеппе Верди, а также написал
свои первые произведения.
Смешанное происхождение Вольфа (отец был немцем, мать - итальянка)
позволяло ему равно воспринимать и немецкую, и итальянскую культуру. В
1895 году он прибавил к своей немецкой фамилии девичью фамилию матери -
Феррари и итальянизировал немецкое имя Герман в Эрманно, подчеркивая
свою принадлежность и к немецкой, и к итальянской нации. В 1900 году
Вольф-Феррари дебютировал со своей первой оперой "Золушка" в Венеции.
Когда опера провалилась в Италии, молодой композитор повез её в
Германию. Немецкая публика оказалась более благосклонна к этому
произведению, и "Золушка" стала очень популярна в Германии. Кантата
"Новая жизнь" (1902) принесла композитору мировую славу. В 1902-1909
годах Вольф-Феррари был профессором композиции и директором Венецианской
консерватории имени Бенедетто Марчелло. Затем в течение ряда лет
преподавал в Германии.
Вольф-Феррари нашёл замечательный источник для своего творчества.
Основой либретто многих его опер стали комедии итальянского драматурга
XVIII века Карло Гольдони. Каждое новое произведение композитора с
восторгом встречалось публикой. Это "Любопытные женщины" (1903), "Четыре
самодура" (1906), "Секрет Сусанны" (1909), "Ожерелье Мадонны" (1911),
"Любовь-целительница" (1913). Вольф-Феррари своеобразно передает
атмосферу 17-18 веков, время действия почти всех его оперных
произведений. До начала первой мировой войны оперы Вольфа-Феррари
находились среди наиболее ставящихся на сценах мира.
Первая мировая война стала началом заката для композитора. Привыкший
делить время между Венецией и Мюнхеном, между Италией и Германией,
Вольф-Феррари обнаружил свои любимые страны во враждебных лагерях. Он
переехал в Цюрих, но в этот период практически не писал новых
произведений. Незадолго до окончания войны Вольф вернулся в Мюнхен и
возобновил работу. Однако в произведениях послевоенного периода
появляется меланхолия и мрачность, в них нет уже той искрящейся
комедийной веселости, которая характеризовала лучший период
Вольфа-Феррари. В 1920-1930-е годы Вольф-Феррари создает несколько новых
произведений в духе своего раннего творчества, но былой популярности ему
достичь не удаётся, хотя опера "Перекрёсток" (1936) выдержала в Германии
около 100 представлений и считалась в Третьем Рейхе одним из успешных
оперных сочинений. В 1939 году он стал профессором в Моцартеуме в
Зальцбурге. Там он провёл трудные годы Второй мировой войны. В 1945 году
Вольф снова переехал в Цюрих, откуда в 1946 году возвратился в Италию.
Умер Эрмано Вольф-Феррари 21 января 1948 года в Венеции в возрасте 72
лет. Похоронен на острове Сан-Микеле. |