Elite-Home

Алексей Николаевич Верстовский

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Алексей Николаевич Верстовский (Alexey Nikolayevich Verstovsky)

 

   Алексей Николаевич Верстовский - русский композитор и театральный деятель. Верстовский родился 1 марта 1799 года в имении Селиверстово Тамбовской губернии, в дворянской семье. С 1808 года жил в Уфе, в 1816-1817года учился в Петербурге в Институте корпуса инженеров путей сообщения, частным образом занимался музыкой - по фортепиано у Даниеля Штейбельта и Джона Филда, по скрипке у Людвига Маурера, брал также уроки композиции и пения. В 1833 году экстерном окончил Московский университет. С ранней молодости был увлечен театром: писал и переводил либретто водевилей, участвовал в любительских спектаклях, сочинял музыку к театральным представлениям. В 1819 году в петербургском Большом театре была поставлена первая опера-водевиль Верстовского Бабушкины попугаи по пьесе Н. И. Хмельницкого; всего же им в течение жизни была написана музыка более чем к тридцати спектаклям, в том числе к 25 операм-водевилям, оригинальным и переводным. В 1823 году переехал в Москву, в 1825 году был назначен инспектором музыки, в 1830 году - инспектором репертуара Московских императорских театров, а в 1848-1860 годах - управляющим конторой дирекции. Умер Алексей Николаевич Верстовский 17 ноября 1862 года в Москве.

   В течение почти трех десятилетий Верстовский находился во главе всей театральной жизни Москвы, поскольку оперная и драматическая (а также балетная) труппы тогда не отделялись друг от друга. Тесные дружеские отношения связывали Верстовского со славянофильским кружком. Многочисленные служебные обязанности он совмещал с постоянной композиторской деятельностью: кроме музыки к драматическим спектаклям и водевилям, Верстовский создал шесть опер, многочисленные вокальные произведения - романсы, баллады, кантаты и проч., среди которых выделяются кантата Певцы во стане русских воинов на стихи Жуковского (1827) и весьма популярная в свое время баллада для голоса с оркестром Черная шаль на стихи Пушкина (1824). Первая опера Верстовского, Пан Твардовский на либретто Загоскина, была поставлена в Большом театре в 1828; за ней последовали Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев (по балладе Жуковского, 1832), Аскольдова могила (по Загоскину, 1835), Тоска по родине (по Загоскину, 1839), Чурова долина, или Сон наяву (по пьесе В. И. Даля, 1844), Громобой (по балладе Жуковского, 1857). Все они пользовались успехом, и отдельные номера из них становились популярными, но в историю музыки Верстовский вошел как автор одной оперы - Аскольдовой могилы, которая постоянно шла на российских сценах в течение столетия и до сих пор изредка появляется в репертуаре. Все оперы Верстовского написаны по типу зингшпиля - формы, в которой музыкальные номера сочетаются с разговорными сценами и речитативами на музыке; ряд номеров из его опер вошел в городской фольклор.
   По материалам: http://www.krugosvet.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru