Elite-Home

Джузеппе Верди

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)

 

   Джузеппе Верди - итальянский композитор. Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в Ле Ронколе, близ города Буссето, Италия. В 1823 году Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето. Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А. Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане.
   В 1832 году Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В. Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу "Оберто, граф ди Сан-Бонифачо", которая, однако, не была тогда поставлена. Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но в результате внутрицерковных интриг получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 году Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 года "Оберто" был исполнен в театре "Ла Скала" с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера "Король на день" провалилась, немилосердно освистанная публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора "Ла Скала" разорвать заключенный с ним контракт. Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто "Набукко" по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре. При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера "Набукко" (1842) восстановила репутацию композитора. За "Набукко" последовали "Ломбардцы", опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем "Эрнани" (1844) по романтической драме В. Гюго - произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В поcледующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник. Опера следовала за оперой - "Двое Фоскари" (1844), "Жанна д'Арк" (1845), "Альзира" (1845), "Аттила" (1846), "Разбойники" (1847), "Корсар" (1848), "Битва при Леньяно" (1849), "Стиффелио" (1850). В этих сочинениях поверхностная, а иногда и легковесная ремесленная музыка прилагается к слабым либретто. Среди опер данного периода выделяются "Макбет" (1847) - первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также "Луиза Миллер" (1849) - выдающееся произведение более камерного стиля.

   С 1847 по 1849 года Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную "Иерусалим". Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились. На период 1851-1853 года приходятся три зрелых шедевра Верди - "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853) и "Травиата" (1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 году ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле - "Сицилийскую вечерню". Для того же театра он сделал новую редакцию "Макбета" (1865), а также сочинил "Дон Карлоса" (1867); для петербургского Мариинского театра создал "Силу судьбы" (1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе - "Симоном Бокканегрой" (1857) и "Балом-маскарадом" (1859).
   Верди явно нуждался в литературном сотруднике и он обрел его в лице А. Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто "Аиды" (1871) - шедевра в стиле французской "большой оперы", заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто, автором оперы "Мефистофель" и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто "Симона Бокканегры" (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию "Отелло" в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в "Ла Скала" в 1887 году, когда композитору было уже 74 года. За "Отелло" в 1893 году последовал "Фальстаф": в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии "Король на час". Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы.
   Умер Джузеппе Верди 27 января 1901 года в Милане.
   По материалам: http://www.peoples.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru