Александр Александрович
Алябьев - русский композитор. Алябьев родился 4 августа 1787 года в
семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец Александр
Васильевич служил вице-губернатором. В 1796 году Алябьевы покинули
Тобольск. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее образование, которое
он закончил в Благородном пансионе Московского университета, где
занимался игрой на фортепиано и теорией композиции у И. Г. Миллера и
предположительно - Дж. Фильда. Впервые как композитор Алябьев проявил
себя в 1810 году: в печати появился "Новый французский романс с
аккомпанементом для фортепиано", два фортепианных вальса.
Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах
русской армии в 1813-1814 годах. В составе русских войск Алябьев вошел в
Париж. Затем военная служба продолжалась в Петербурге, где он сочинил в
1915 году одно из самых ранних своих произведений - гусарскую песню
"Один еще денек".
В 1823 году Алябьев вышел в отставку в чине подполковника. Жил в Москве
и Петербурге, где сблизился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором
А. Н. Верстовским и др. литературными, музыкальными и театральными
деятелями. В 1822 году в Петербурге в Большом театре были поставлены
комическая опера Алябьева “Лунная ночь, или Домовые” и написанная в
сотрудничестве с А. Н. Верстовским опера-водевиль “Новая шалость, или
Театральное сражение”. Пьесы и музыка имели успех. После этого первого
успеха на сцене, Алябьев сотрудничал во многих других водевилях
Верстовского, А. Маурера и графа М. Ю. Виельгорского.
Поселившись в Москве, Алябьев продолжал ревностно заниматься любимым
искусством. Алябьев - автор музыки ко многим операм-водевилям, которые
ставились в театрах Москвы и Петербурга - комедии-водевилю
"Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты" П. Н.
Арапова (1824, Петербург, бенефис А. И. Истоминой; 1825, Большой театр,
Москва, бенефис Д. С. Ришард), к операм-водевилям "Забавы Калифа, или
Шутки на одни сутки" А. И. Писарева (совм. с комп. Ф. Е. Шольцем и А. Н.
Верстовским). Громадный успех оперы "Аскольдова могила" Верстовского
побудил А. написать большую четырехтактную оперу "Лунная ночь", которую
постигла, однако, полная неудача. В январе 1825 вместе с Верстовским
Алябьев написал музыку к прологу “Торжество муз” М. А. Дмитриева,
звучавшему на торжественном открытии Большого театра.
Но нелепое происшествие 24 февраля 1825 изменило всю жизнь музыканта.
Как-то раз за картами Алябьев уличил одного из игроков, своего знакомого
помещика Т. М. Времева, в нечестной игре. Будучи человеком чрезвычайно
несдержанным и вспыльчивым, он в запале ударил шулера, который через
несколько дней скончался - по заключению врачей, от разрыва селезенки. И
хотя Времев был серьезно болен, все попытки доказать, что смерть
наступила вовсе не по причине стычки за картежным столом, ни к чему не
привели. Алябьева обвинили в убийстве, было заведено уголовное дело. На
суде не было доказано, что смерть Времева произошло от побоев, но факт
азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был установлен. Три
года провел Алябьев в тюрьме, где продолжал писать музыку. Именно
находясь в тюремном заключении, Алябьев пишет один из своих самых
знаменитых романсов "Соловей". Тогда же им был сочинен комический балет
"Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты", балет был поставлен
в 1827 году в Московском Большом театре.
В 1831 году Алябьев с большим трудом добился "высочайшего соизволения"
на "пользование" Кавказскими минеральными источниками. Во время
пребывания в Пятигорске Алябьев много работал: было положено начало
новому большому этапу в творческой деятельности композитора - его
занятиям музыкальным фольклором. Алябьеву принадлежат первые в России
обработки песен - русских, украинских, цыганских, народов Заволжья,
Средней Азии и Кавказа. Благодаря впечатлениям от этой поездки,
Алябьевым были написаны оперы "Аммалат-Бек" и "Кавказский пленник".
20 августа 1840 года в селе зятя композитора В. М. Исленьева Рязанцы
Богородского уезда в церкви Святой Троицы А. А. Алябьев обвенчался с
вдовой Екатериной Александровной Офросимовой. Своих детей Алябьевы не
имели, они заботились о Леониле Пассек, взятой на воспитание Екатериной
Александровной. 24 апреля 1842 года Алябьеву, находившемуся в столице
полулегально, было высочайше предписано выехать на жительство в Коломну,
куда композитор с женой отправился 16 мая. 6 апреля 1843 года Екатерина
Александровна Алябьева подала князю Д. В. Голицыну письменную просьбу:
восстановить ее мужа на службе и ходатайствовать о разрешении ему жить в
столицах. Разрешение было получено в июне.
Александр Александрович Алябьев умер 22 февраля 1851 года и был
похоронен в Симоновом монастыре у церкви близ северной ограды. Симонов
монастырь разрушили в 1930 году. Вместе с ним исчезли могилы композитора
и его жены. |