Elite-Home

Антон фон Веберн

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Антон фон Веберн (Anton von Webern)

 

   Антон фон Веберн - австрийский композитор. Антон фон Веберн родился 3 декабря 1883 года в Вене. Гимназию окончил в Клагенфурте в 1902 году. Затем поступил в Венский университет, где изучал философию и занимался музыковедением под руководством Гвидо Адлера. По окончании занятий, в 1906 году, Веберну была присвоена ученая степень доктора философии. Первые композиторские опыты Веберна относятся к рубежу XIX- XX веков. Сначала он увлекся Вагнером, затем Брамсом, позже - Малером; последнее увлечение - Шёнберг. В первых произведениях, еще, правда, не вполне самостоятельных, заложены зерна его дальнейших исканий - это оркестровая Пассакалия, основанная на вариационном принципе, который так широко использовал позже Веберн, и сравнительно краткая пьеса для смешанного хора, написанная в строгой канонической форме. Оба сочинения написаны в 1908 году. Однако далеко до завершения этих произведений он стал одним из учеников Арнольда Шёнберга, с которым его познакомил Эгон Веллес. В 1909 году Веберн пишет Пять пьес для струнного квартета, затем через год Шесть пьес для оркестра, с которых начинается первый период его творчества - это период так называемой свободной атональности.
   Начинается Первая мировая война. В 1915 году Веберн был мобилизован, но в следующем году освобожден из-за плохого зрения. Он возвращается к музыке и в 1917 году пишет новое сочинение - Четыре песни для голоса и фортепиано. Это произведение словно подводит черту под начальным периодом творчества Веберна. В последующее десятилетие он пишет вокальные циклы с разнообразным камерно-инструментальным сопровождением. В 1920 году Веберну, наконец, удается заключить первые контракты на издание своих сочинений - с венским Универсальным издательством. Это издательство и в позднейшие, трудные времена оказывало ему посильную помощь. После войны оживление дирижерской деятельности наступает в связи с созданием в Вене по инициативе и под руководством Шёнберга Общества закрытых исполнений. С 1921 года Веберн руководит любительскими хорами. Веберн был связан с рабочими музыкальными организациями до 1934 года, когда они были разгромлены реакционным правительством Австрии. В 1924 году, а затем и в 1932 году Веберну была присуждена музыкальная премия города Вены. В этом же году он сочиняет свой новый опус - Три народных текста для голоса и инструментального ансамбля. Это одна из вершин композитора. В 1927 году Веберн становится дирижером Венского радио. Его приглашает на гастроли и лондонский радиооркестр Би-би-си. С 1929 по 1935 год он выезжал в Англию пять раз. В это же время в творчестве Веберна вновь преобладает инструментальная музыка - Струнное трио, Симфония, Квартет с саксофоном, Концерт для девяти инструментов.

   На рубеже 1920-1930-х годов композитор находится в расцвете своего таланта. Несколько упрочивается и его материальное положение. Карта дирижерских гастролей расширяется, включая, помимо Вены - Берлин, Дюссельдорф, Донау-Эшинген, Мюнхен, Франкфурт, Цюрих, Барселону, Лондон. Всего исполнительской работе он отдал более тридцати лет. Понемногу к нему приходит признание, правда, не столько как к композитору, сколько как к сведущему серьезному музыканту. Его привлекают на радио в качестве советника, консультанта по вопросам новой музыки. Порой он выступает с лекциями в закрытых аудиториях. Но первый концерт, целиком составленный из его произведений, состоялся только в 1931 году. В начале 1934 года, в связи с недавним его пятидесятилетием, друзья Веберна хлопочут о присвоении ему звания профессора. Последовал отказ. Официальная Вена никак не откликнулась на юбилей Веберна, лишь в одной из газет промелькнула краткая безымянная заметка. Такое отношение, конечно, не могло не оскорбить Веберна, но он, несмотря ни на что, продолжает работу.
   С 1934 года вновь усиливается интерес композитора к вокальной музыке - Веберн пишет кантату "Света очей". В 1936 году Веберн дирижирует последний раз за пределами Австрии - в Винтертуре (Швейцария); спустя два года Венское радио освободит его от занимаемой должности. Шёнберг из Германии эмигрировал в США. С 1938 года его более не исполняют. Лишь спустя пять лет, в Швейцарии, ему удается услышать свои произведения, в том числе оркестровые Вариации - одно из наиболее трагичных его сочинений. Начинается жизнь отшельника, жизнь в скитаниях. Отовсюду приходят печальные вести. В феврале 1945 года, незадолго до перемирия, убит на фронте его единственный сын. Остались еще три дочери. К младшей из них, Кристине - ей посвящена единственная симфония композитора, он едет с женой в Западную Австрию, в местечко Миттерзил, примерно в 100 километрах от Зальцбурга. Здесь 15 сентября 1945 года Веберна настигает случайная пуля американского солдата.
   По материалам: http://www.tonnel.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru