Elite-Home

Рихард Вагнер

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рихард Вагнер (Richard Wagner)

 

   Рихард Вагнер - немецкий композитор, дирижёр, драматург, философ. Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге (Германия), в семье чиновника. Отец Вагнера умер через несколько месяцев после его рождения. В августе 1814 года мать Вагнера вышла замуж за художника, актера и поэта Людвига Гайера. Вагнер посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге; в 15 лет он написал свою первую театральную пьесу, а с 16 лет сочинял музыку. В 1831 году поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством К. Т. Вайнлига, кантора церкви Cвятого Фомы. Год спустя симфония Вагнера была с успехом исполнена в Гевандхаузе. В 1833 году Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и написал оперу "Феи", которая при его жизни не звучала. Опера "Запрет любви", созданная в 1835 году, была поставлена в следующем году в Магдебурге. К тому времени Вагнер уже дебютировал как дирижер.
   В 1836 году Вагнер женился на певице Минне Планер и вместе с ней переехал в Кенигсберг, где ему была предоставлена должность музикдиректора городского театра. В 1837 году он занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу - "Риенци". В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена. В 1839 году чета Вагнеров, спасаясь от кредиторов, перебралась из Риги в Лондон, а оттуда в Париж. Здесь Вагнер сблизился с Мейербером, Листом, Берлиозом. Источником его заработков была поденная работа для издательств и театров, параллельно он сочинял слова и музыку оперы по мотивам легенды о корабле-призраке ("летучем голландце"). Между тем в 1842 году его "Риенци" - образец большой оперы во французском духе - был принят к постановке в Дрездене. Премьера "Риенци" прошла с большим успехом, сюжет оперы (о римском патриоте и "последнем трибуне" XIV века) отразил политические интересы и идеалы самого Вагнера, состоявшего в группировке интеллектуалов-анархистов "Молодая Германия". Опера "Летучий голландец", поставленная в 1843 году, была воспринята сдержаннее. Между тем она свидетельствует о значительно возросшем мастерстве Вагнера как музыканта-драматурга.
   Охваченный революционным пылом, Вагнер принял участие в дрезденском восстании и после его поражения (1849) бежал сначала в Веймар, а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. В 1850-1851 годах Вагнер написал антисемитский памфлет "Еврейство в музыке", направленный отчасти против его бывшего покровителя Мейербера, и работу "Опера и драма", обобщившую его идеи о музыкальном театре. Тогда же он начал работать над словами и музыкой цикла опер по древним скандинавским сагам и средневековому германскому эпосу. К 1853 году текст этого цикла был отпечатан и прочитан друзьям, к числу которых принадлежали меценат Отто Везендонк и его жена Матильда. В 1855 году Вагнер дирижировал концертами Филармонического общества в Лондоне. В 1858 году он поссорился с Матильдой Везендонк и покинул Швейцарию; в 1860 году воссоединился с женой в Париже. В 1861 году "Тангейзер" был поставлен в Парижской опере. Несмотря на то что Вагнер переработал оперу в соответствии со вкусами французской публики, произведение было освистано. В 1862 году Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию и тогда же окончательно разошелся со своей больной и бездетной женой. В 1863 году он дирижировал в Вене, России т в других европейских странах, а в следующем году по приглашению юного короля Баварии Людвига II поселился близ Мюнхена. Король, преклонявшийся перед Вагнером, оказал ему щедрую финансовую помощь.

   Из-за придворных интриг пребывание Вагнера в Баварии оказалось недолгим. Атмосфера вокруг Вагнера особенно накалилась после того, как стало известно о его романе с Козимой фон Бюлов - дочерью Листа и женой дирижера Бюлова, который, впрочем, не изменил своего отношения к Вагнеру и в 1865 году провел в Мюнхене премьеру "Тристана и Изольды". Премьера "Майстерзингеров" состоялась в Мюнхене в 1868 году. К этому времени Вагнер уже более 2 лет жил в Трибшене близ Люцерна. Козима переехала к нему в 1866 году. К моменту оформления законного брака (1870) у них уже было трое детей. Между тем в Мюнхене по настоянию Людвига II были поставлены первые 2 оперы все еще не оконченного "Кольца нибелунга" - "Золото Рейна" и "Валькирия". Вагнер сознавал, что для постановки всего цикла ему необходим особый театр, построенный по специальному проекту, учитывающему требования совокупного произведения искусства. В 1872 году он торжественно заложил здание нового театра в Байройте (к северо-востоку от Нюрнберга) и энергично взялся за добывание средств на его постройку. В 1874 году, когда предприятие оказалось на грани провала, король в очередной раз помог Вагнеру. В том же году Вагнер завершил последнюю оперу цикла, "Закат богов".
   Открытие байройтского фестивального театра состоялось летом 1876 года постановкой всего "Кольца". Вся тетралогия длится около 18 часов; "Золото Рейна" не делится на акты и выполняет функцию "вступительного вечера", а остальные три оперы содержат по 3 акта каждая. Художественный триумф Вагнера на первом байройтском фестивале обернулся финансовой катастрофой. В 1877 году Вагнер, надеясь возместить понесенные потери, дирижировал концертами в Лондоне. Позднее в том же году он приступил к сочинению оперы "Парсифаль". В своих полемических писаниях он продолжал уделять повышенное внимание вопросу расовой чистоты. Большую часть 1880 года Вагнер провел в Италии. Вскоре "Парсифаль" был завершен, и на вторых байройтских торжествах (1882) состоялась премьера оперы п/у Леви. В "Парсифале" Вагнер вновь разрабатывает тему искупления, выдвигая на первый план христианские мотивы причастия и самоотречения. В конце 1882 года Вагнер выехал в Венецию, где 13 февраля 1883 года умер от сердечного приступа. Похоронен в Байройте.
   По материалам: http://www.c-cafe.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru