Рихард Вагнер - немецкий
композитор, дирижёр, драматург, философ. Рихард Вагнер родился 22 мая
1813 года в Лейпциге (Германия), в семье чиновника. Отец Вагнера умер
через несколько месяцев после его рождения. В августе 1814 года мать
Вагнера вышла замуж за художника, актера и поэта Людвига Гайера. Вагнер
посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге; в 15 лет он написал свою
первую театральную пьесу, а с 16 лет сочинял музыку. В 1831 году
поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией
музыки под руководством К. Т. Вайнлига, кантора церкви Cвятого Фомы. Год
спустя симфония Вагнера была с успехом исполнена в Гевандхаузе. В 1833
году Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и написал
оперу "Феи", которая при его жизни не звучала. Опера "Запрет любви",
созданная в 1835 году, была поставлена в следующем году в Магдебурге. К
тому времени Вагнер уже дебютировал как дирижер.
В 1836 году Вагнер женился на певице Минне Планер и вместе с ней
переехал в Кенигсберг, где ему была предоставлена должность
музикдиректора городского театра. В 1837 году он занял аналогичную
должность в Риге и начал писать свою третью оперу - "Риенци". В Риге
Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя
преимущественно музыку Бетховена. В 1839 году чета Вагнеров, спасаясь от
кредиторов, перебралась из Риги в Лондон, а оттуда в Париж. Здесь Вагнер
сблизился с Мейербером, Листом, Берлиозом. Источником его заработков
была поденная работа для издательств и театров, параллельно он сочинял
слова и музыку оперы по мотивам легенды о корабле-призраке ("летучем
голландце"). Между тем в 1842 году его "Риенци" - образец большой оперы
во французском духе - был принят к постановке в Дрездене. Премьера
"Риенци" прошла с большим успехом, сюжет оперы (о римском патриоте и
"последнем трибуне" XIV века) отразил политические интересы и идеалы
самого Вагнера, состоявшего в группировке интеллектуалов-анархистов
"Молодая Германия". Опера "Летучий голландец", поставленная в 1843 году,
была воспринята сдержаннее. Между тем она свидетельствует о значительно
возросшем мастерстве Вагнера как музыканта-драматурга.
Охваченный революционным пылом, Вагнер принял участие в дрезденском восстании и
после его поражения (1849) бежал сначала в Веймар, а затем, через Париж,
в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не
пересекал границы Германии. В 1850-1851 годах Вагнер написал
антисемитский памфлет "Еврейство в музыке", направленный отчасти против
его бывшего покровителя Мейербера, и работу "Опера и драма", обобщившую
его идеи о музыкальном театре. Тогда же он начал работать над словами и
музыкой цикла опер по древним скандинавским сагам и средневековому
германскому эпосу. К 1853 году текст этого цикла был отпечатан и
прочитан друзьям, к числу которых принадлежали меценат Отто Везендонк и
его жена Матильда. В 1855 году Вагнер дирижировал концертами
Филармонического общества в Лондоне. В 1858 году он поссорился с
Матильдой Везендонк и покинул Швейцарию; в 1860 году воссоединился с
женой в Париже. В 1861 году "Тангейзер" был поставлен в Парижской опере.
Несмотря на то что Вагнер переработал оперу в соответствии со вкусами
французской публики, произведение было освистано. В 1862 году Вагнер
получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию и
тогда же окончательно разошелся со своей больной и бездетной женой. В
1863 году он дирижировал в Вене, России т в других европейских странах,
а в следующем году по приглашению юного короля Баварии Людвига II
поселился близ Мюнхена. Король, преклонявшийся перед Вагнером, оказал
ему щедрую финансовую помощь.
Из-за придворных интриг пребывание Вагнера в Баварии оказалось недолгим.
Атмосфера вокруг Вагнера особенно накалилась после того, как стало
известно о его романе с Козимой фон Бюлов - дочерью Листа и женой
дирижера Бюлова, который, впрочем, не изменил своего отношения к Вагнеру
и в 1865 году провел в Мюнхене премьеру "Тристана и Изольды". Премьера
"Майстерзингеров" состоялась в Мюнхене в 1868 году. К этому времени
Вагнер уже более 2 лет жил в Трибшене близ Люцерна. Козима переехала к
нему в 1866 году. К моменту оформления законного брака (1870) у них уже
было трое детей. Между тем в Мюнхене по настоянию Людвига II были
поставлены первые 2 оперы все еще не оконченного "Кольца нибелунга" -
"Золото Рейна" и "Валькирия". Вагнер сознавал, что для постановки всего
цикла ему необходим особый театр, построенный по специальному проекту,
учитывающему требования совокупного произведения искусства. В 1872 году
он торжественно заложил здание нового театра в Байройте (к
северо-востоку от Нюрнберга) и энергично взялся за добывание средств на
его постройку. В 1874 году, когда предприятие оказалось на грани
провала, король в очередной раз помог Вагнеру. В том же году Вагнер
завершил последнюю оперу цикла, "Закат богов".
Открытие байройтского фестивального театра состоялось летом 1876 года
постановкой всего "Кольца". Вся тетралогия длится около 18 часов;
"Золото Рейна" не делится на акты и выполняет функцию "вступительного
вечера", а остальные три оперы содержат по 3 акта каждая. Художественный
триумф Вагнера на первом байройтском фестивале обернулся финансовой
катастрофой. В 1877 году Вагнер, надеясь возместить понесенные потери,
дирижировал концертами в Лондоне. Позднее в том же году он приступил к
сочинению оперы "Парсифаль". В своих полемических писаниях он продолжал
уделять повышенное внимание вопросу расовой чистоты. Большую часть 1880
года Вагнер провел в Италии. Вскоре "Парсифаль" был завершен, и на
вторых байройтских торжествах (1882) состоялась премьера оперы п/у Леви.
В "Парсифале" Вагнер вновь разрабатывает тему искупления, выдвигая на
первый план христианские мотивы причастия и самоотречения. В конце 1882
года Вагнер выехал в Венецию, где 13 февраля 1883 года умер от
сердечного приступа. Похоронен в Байройте. |