Elite-Home

Ферруччио Бузони

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Ферруччио Бузони (Ferruccio Busoni)

 

   Ферруччио Бузони - итальянский композитор, пианист, дирижёр, педагог и музыкальный писатель. Ферруччио Бенвенуто Бузони родился 1 апреля 1866 года в Эмполи (Италия). Композицию изучал под руководством В. Майера, по фортопиано занимался самостоятельно. Концертировал и сочинял музыку с детства. В 1888-1890 годах преподаватель музыкального института в Гельсингфорсе (Хельсинки; класс фп.). В 1890-1891 годах профессор Московской консерватории (класс фпейта), в 1891-1892 годах - Новоанглийской консерватории в Бостоне. С 1894 года жил в Берлине, где организовал «бузониевские оркестровые вечера» (1902-1909) с целью пропаганды новых и редко исполняемых произведений. Вёл классы высшего пианистического мастерства в Веймаре (1901-1902), Вене (при Академии музыки, 1907-1908), Базеле (1910-1913). В 1913-1914 годах профессор и директор по учебной части Музыкального лицея в Болонье. В 1915-1920 годах жил в Цюрихе. С 1920 года профессор берлинской Академии искусств (класс композиции). Неоднократно гастролировал в России, где его последние выступления (1912, 1913), совпавшие с гастролями И. Гофмана, дали повод к т. н. войне бузонистов и гофманистов.
   Бузони - один из крупнейших пианистов, мастер импровизаторского искусства. Его игра отличалась глубиной мысли, самобытностью и оригинальностью трактовки, ослепительной техникой, богатством и разнообразием тембровых красок. Однако часть публики и критики отмечала недостаточную эмоциональность и особенно крайнюю субъективность интерпретации, приводившую порой к изменениям в авторском тексте. Обширный репертуар Бузони состоял в основном из произведений И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и Ф. Листа; особенно удавались ему Бах и Лист, меньше - Шопен. Вершина деятельности Бузони-пианиста - «листовский цикл» (1911, Берлин, 6 вечеров, посвящённых 100-летию со дня рождения Листа).

   Развитию пианистического искусства способствовали разработанные Бузони методы упражнений («техническая фразировка», «технические варианты») и приёмы перелож. с органа, изложенные в комментариях и приложениях к его редакции 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» Баха (1894-1897, рус. пер., М., 1941). Широко известны также многочисленные редакции и транскрипции других сочинений Баха и Листа. Обширно композиторское наследие Бузони. Сочинения зрелого периода характеризуются смелым новаторством в области гармонии, формы. Недооценивавшиеся при жизни Б., его произв. впоследствии привлекали всё большее внимание муз. мира. Наиболее значит. из них - оперы «Турандот» (1917), «Арлекин, или Окна» (1916), «Доктор Фауст» (1916-24, не окончена); «Контрапунктическая фантазия» для 2 фп. (1922), фп. концерт (1904), 2-я соната для скрипки с фп. e-moll (1898) и др.
   Взгляды на музыку Бузони изложил в книгах и многочисленных статьях, где он полемизировал с рутинёрами, доказывал правомерность «обработок», требовал преобразования оперы, отстаивал принципы «молодой классичности» (junge Кlassizitat), которая, по его мнению, должна господствовать в искусстве в противовес романтическим преувеличениям, экспрессионизму, импрессионизму. Бузони оказал влияние не только на своих учеников (по фпейта - Г. Н. Беклемишев, Э. Боске, А. Браиловский, П. Грейнджер, М. Задора, Э. Петри, Л. Сирота, Ю. Турчиньский и др.; по композиции - К. Вейль, Д. Митропулос, Н. Набоков, В. Р. Фогель, Ф. Ярнах и др.), но и на многих музыкантов, художников, писателей и поэтов.
   Умер Ферруччио Бенвенуто Бузони 27 июля 1924 года в Берлине. С 1949 года в Больцано (Италия) ежегодно проводятся Международные конкурсы пианистов имени Бузони.
   По материалам: http://www.classic-music.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие композиторы

Рейтинг@Mail.ru