Ферруччио Бузони -
итальянский композитор, пианист, дирижёр, педагог и музыкальный
писатель. Ферруччио Бенвенуто Бузони родился 1 апреля 1866 года в Эмполи
(Италия). Композицию изучал под руководством В. Майера, по фортопиано
занимался самостоятельно. Концертировал и сочинял музыку с детства. В
1888-1890 годах преподаватель музыкального института в Гельсингфорсе
(Хельсинки; класс фп.). В 1890-1891 годах профессор Московской
консерватории (класс фпейта), в 1891-1892 годах - Новоанглийской
консерватории в Бостоне. С 1894 года жил в Берлине, где организовал
«бузониевские оркестровые вечера» (1902-1909) с целью пропаганды новых и
редко исполняемых произведений. Вёл классы высшего пианистического
мастерства в Веймаре (1901-1902), Вене (при Академии музыки, 1907-1908),
Базеле (1910-1913). В 1913-1914 годах профессор и директор по учебной
части Музыкального лицея в Болонье. В 1915-1920 годах жил в Цюрихе. С
1920 года профессор берлинской Академии искусств (класс композиции).
Неоднократно гастролировал в России, где его последние выступления
(1912, 1913), совпавшие с гастролями И. Гофмана, дали повод к т. н.
войне бузонистов и гофманистов.
Бузони - один из крупнейших пианистов, мастер импровизаторского
искусства. Его игра отличалась глубиной мысли, самобытностью и
оригинальностью трактовки, ослепительной техникой, богатством и
разнообразием тембровых красок. Однако часть публики и критики отмечала
недостаточную эмоциональность и особенно крайнюю субъективность
интерпретации, приводившую порой к изменениям в авторском тексте.
Обширный репертуар Бузони состоял в основном из произведений И. С. Баха,
В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и Ф. Листа; особенно удавались
ему Бах и Лист, меньше - Шопен. Вершина деятельности Бузони-пианиста -
«листовский цикл» (1911, Берлин, 6 вечеров, посвящённых 100-летию со дня
рождения Листа).
Развитию пианистического искусства способствовали разработанные Бузони
методы упражнений («техническая фразировка», «технические варианты») и
приёмы перелож. с органа, изложенные в комментариях и приложениях к его
редакции 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» Баха (1894-1897,
рус. пер., М., 1941). Широко известны также многочисленные редакции и
транскрипции других сочинений Баха и Листа. Обширно композиторское
наследие Бузони. Сочинения зрелого периода характеризуются смелым
новаторством в области гармонии, формы. Недооценивавшиеся при жизни Б.,
его произв. впоследствии привлекали всё большее внимание муз. мира.
Наиболее значит. из них - оперы «Турандот» (1917), «Арлекин, или Окна»
(1916), «Доктор Фауст» (1916-24, не окончена); «Контрапунктическая
фантазия» для 2 фп. (1922), фп. концерт (1904), 2-я соната для скрипки с
фп. e-moll (1898) и др.
Взгляды на музыку Бузони изложил в книгах и многочисленных статьях, где
он полемизировал с рутинёрами, доказывал правомерность «обработок»,
требовал преобразования оперы, отстаивал принципы «молодой классичности»
(junge Кlassizitat), которая, по его мнению, должна господствовать в
искусстве в противовес романтическим преувеличениям, экспрессионизму,
импрессионизму. Бузони оказал влияние не только на своих учеников (по
фпейта - Г. Н. Беклемишев, Э. Боске, А. Браиловский, П. Грейнджер, М.
Задора, Э. Петри, Л. Сирота, Ю. Турчиньский и др.; по композиции - К.
Вейль, Д. Митропулос, Н. Набоков, В. Р. Фогель, Ф. Ярнах и др.), но и на
многих музыкантов, художников, писателей и поэтов.
Умер Ферруччио Бенвенуто Бузони 27 июля 1924 года в Берлине. С 1949 года
в Больцано (Италия) ежегодно проводятся Международные конкурсы пианистов
имени Бузони. |