Бенджамин Эдвард Бриттен -
британский композитор, дирижёр и пианист. Бриттен родился 22 ноября 1913
года в Лоустофте, графство Саффолк. Начал сочинять в возрасте 4 лет,
обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте - с десяти. К
14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди
учителей Бритенна - Ф. Бридж, Дж. Айрленд и А.Бенджамин; у двух
последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже
(1930-1933).
Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве
вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с
оркестром, например, "Озарения" (Les Illuminations, 1939); "Серенада"
(Serenada, 1943); Ноктюрн, Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано
"Семь сонетов Микеланджело" (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940);
"Духовные сонеты Джона Донна" (The Holy Sonnets of John Donne, 1945);
"Зимние слова по Т. Харди" (Winter Words, 1953); "Шесть фрагментов из
Гёльдерлина" (Six Hölderlin Fragments, 1958). Среди многочисленных
сочинений жанра кантаты выделяются - "Дитя нам родилось" (A boy was
born, 1933), "Гимн св. Цецилии" (Hymn to St.Cecilia, 1942), "Венок
колядок" (The ceremony of carols, 1942), 2Св. Николай" (Saint Nicolas,
1948), "Кантата милосердия" (Cantata misericordium, 1963). В широко
известном монументальном "Военном реквиеме" (War Requiem), где стихи
погибшего в Первую мировую войну английского поэта У. Оуэна перемежаются
с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему
бессмысленности всех войн.
Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в
человеческую психику. Питер Граймс (Peter Grimes) по поэме Дж. Крабба
"Местечко" (The Borough) был написан по заказу Фонда Сергея Кусевицкого
и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945 году, принес
композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена, "Билли
Бадд" (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и Глориана, которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не
приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена,
созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera
Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это
"Поругание Лукреции" (The Rape of Lucretia, 1946), "Альберт Херринг"
(Albert Herring, 1947), "Давайте создадим оперу!" (Let us Make an Opera,
1949) и "Поворот винта" (The Turn of the Screw, 1954). Можно также
упомянуть "Ноев ковчег" (Noye"s Fludde, 1958) - детскую оперу-мистерию
на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет "Принц
пагод" (The Prince of Pagodas, 1957). В 1960 году появилась очень
удачная опера "Сон в летнюю ночь" (партитура для оркестра среднего
состава). Три оперы-притчи предназначены для церковного исполнения:
"Река Кёрлю" (Curlew River, 1964), "Пещное действо" (The Burning Fiery
Furnace, 1966) и "Блудный сын2 (The Prodigal Son, 1968). В 1973 году
состоялась премьера последней оперы Бриттена - "Смерть в Венеции" (Death
in Venice) по Т. Манну.
Среди оркестровых сочинений Бриттена - Простая симфония (Simple
Symphony, 1934) для струнного оркестра, Симфония-реквием (Sinfonia da
Requiem, 1940), Весенняя симфония (Spring Symphony, 1949) для солистов,
хора и большого оркестра, Симфония для виолончели с оркестром (1964).
Бриттен превосходно владел формой вариаций: в этом жанре написаны два
замечательных сочинения – Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного
оркестра (1937) и Путеводитель по оркестру для юношества (The Young
Person"s Guide to the Orchestra, 1946), Путеводитель состоит из вариаций
и фуги на тему Пёрселла. На музыку упомянутых вариационных циклов
ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано
(1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных
жанров - два струнных квартета (1941 и 1945). Бриттен стал Кавалером
ордена кавалеров почета (1953) и пэром (1976). Умер Бенджамин Эдвард
Бриттен в Олдборо 4 декабря 1976 года. |