Иоганнес Брамс - немецкий
композитор и пианист. Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в Гамбурге,
в семье Якоба Брамса, профессионального контрабасиста. Первые уроки
музыки Брамсу давал отец, впоследствии он учился у О. Косселя, о котором
всегда вспоминал с благодарностью. В 1843 году Коссель передал своего
ученика Э. Марксену. Марксен, педагогика которого основывалась на
изучении произведений Баха и Бетховена, быстро понял, что имеет дело с
необыкновенным дарованием. В 1853 году Брамс закончил учение и в апреле
того же года отправился в концертное турне со своим другом, Э. Ременьи:
Ременьи играл на скрипке, Брамс на фортепиано. В Ганновере они
встретились с другим известным скрипачом, Й. Иоахимом. Тот был поражен
мощью и огненным темпераментом музыки, которую Брамс показал ему, и два
молодых музыканта (Иоахиму было тогда 22 года) стали близкими друзьями.
Иоахим дал Ременьи и Брамсу рекомендательное письмо к Листу, и они
отправились в Веймар. Маэстро проиграл с листа некоторые сочинения
Брамса, и они произвели на него столь сильное впечатление, что он тут же
захотел «причислить» Брамса к передовому направлению - Новонемецкой
школе, которую возглавляли он сам и Р. Вагнер. Однако Брамс устоял перед
обаянием личности Листа и блеском его игры. Ременьи остался в Веймаре,
Брамс же продолжил свои странствия и в конце концов оказался в
Дюссельдорфе, в доме Р. Шумана.
Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, уже слышали о Брамсе от
Иоахима и тепло приняли молодого музыканта. Они пришли в восторг от его
сочинений и стали самыми стойкими его приверженцами. Брамс прожил в
Дюссельдорфе несколько недель и направился в Лейпциг, где его концерт
посетили Лист и Г. Берлиоз. К Рождеству Брамс прибыл в Гамбург; он
покинул родной город безвестным учеником, а вернулся артистом с именем,
о котором в статье великого Шумана было сказано: «Вот музыкант, который
призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени».
В феврале 1854 года Шуман в нервном припадке попытался покончить с
собой; его отправили в лечебницу, где он влачил свои дни до самой
кончины (в июле 1856). Брамс поспешил на помощь семье Шумана и в период
тяжких испытаний заботился о его жене и семерых детях. Вскоре он
влюбился в Клару Шуман. Клара и Брамс по обоюдному согласию никогда не
говорили о любви. Но глубокая взаимная привязанность сохранилась, и в
течение всей своей долгой жизни Клара оставалась ближайшим другом
Брамса.
В осенние месяцы 1857-1859 годы Брамс служил придворным музыкантом при
небольшом княжеском дворе в Детмольде, а летние сезоны 1858 и 1859 годов
проводил в Гёттингене. Там он встретился с Агатой фон Зибольд, певицей,
дочерью университетского профессора; Брамс был серьезно увлечен ею,
однако поспешил ретироваться, когда речь зашла о браке. Все последующие
сердечные увлечения Брамса носили мимолетный характер.
Семья Брамса по-прежнему жила в Гамбурге, и он постоянно ездил туда, а в
1858 году снял для себя отдельную квартиру. В 1858-1862 годах он успешно
руководил женским любительским хором: это занятие очень нравилось ему, и
он сочинил для хора несколько песен. Однако Брамс мечтал о месте
дирижера гамбургского Филармонического оркестра. В 1862 году прежний
руководитель оркестра умер, но место досталось не Брамсу, а Ю.
Штокхаузену. После этого композитор решился на переезд в Вену.
К 1862 роскошный красочный стиль ранних фортепианных сонат Брамса
уступает место стилю более спокойному, строгому, классичному, что
проявилось в одном из лучших его произведений - Вариациях и фуге на тему
Генделя. Брамс все дальше отходил от идеалов Новонемецкой школы, и его
неприятие Листа достигло кульминации в 1860 году, когда Брамс и Иоахим
опубликовали весьма резкий по тону манифест, в котором, в частности,
говорилось, что сочинения последователей Новонемецкой школы
«противоречат самому духу музыки».
Первые концерты в Вене были встречены критикой не слишком дружелюбно,
однако венцы охотно слушали Брамса-пианиста, и вскоре он завоевал
всеобщую симпатию. Остальное было делом времени. Он уже не бросал вызова
коллегам, его репутация окончательно установилась после громкого успеха
Немецкого реквиема, исполненного 10 апреля 1868 года в кафедральном
соборе Бремена. С этих пор самыми заметными вехами биографии Брамса
становятся премьеры его крупных сочинений, таких, как Первая симфония до
минор (1876), Четвертая симфония ми минор (1885), квинтет для кларнета и
струнных (1891).
Его материальное благосостояние росло вместе со славой, и теперь он дал
волю своей любви к путешествиям. Он посещал Швейцарию и другие
живописные места, несколько раз ездил в Италию. До конца жизни Брамс
предпочитал не слишком трудные путешествия, и потому его излюбленным
местом отдыха стал австрийский курорт Ишль. Именно там 20 мая 1896 он
получил известие о смерти Клары Шуман. Умер Иоганнес Брамс в Вене 3
апреля 1897 года. |