Александр Порфирьевич
Бородин - русский композитор, учёный-химик. Бородин родился 12 ноября
1833 года в Санкт-Петербурге. Мальчик учился дома языкам – немецкому,
французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано
проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте,
а затем - на фортепиано и виолончели, в девять - сочинил польку для
фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении
для камерного ансамбля. Однако более всего Бородина привлекала не
музыка, а химия, которая и стала его профессией. С 1850 по 1856 года он
являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по
окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 году получил степень
доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в
Западную Европу (1859-1862). За границей он встретился с молодой
московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой,
музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена,
Листа, Шумана. Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был
избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической
академии, а в 1864 году - ординарным профессором (впоследствии
заведующим) той же кафедры.
Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял
музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты,
струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его
музыкальной биографии стал 1862 год, когда Бородин познакомился и
подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии
известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»),
состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста
Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией
ми-бемоль мажор. Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора
научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин
преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал
«Знание» и т.д.), однако в 1867 году симфония была все-таки закончена, а
в 1869 году - исполнена под управлением Балакирева. К 1867-1868 годам
относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на
распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую
историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха, Дж.Мейербера,
А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько
романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики. Успех Первой
симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869
возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор
оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса
Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть
сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над
которой относится к 1875 году. Примерно с 1874 года Бородин возвращается
к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над
отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора
опера осталась незавершенной.
В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и
1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для
оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его
музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом
благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное
знакомство. По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось
быть «одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным
чиновником, филантропом, врачом и больным». Умер Александр Порфирьевич
Бородин в Петербурге 27 февраля 1887 года. |