Жорж Бизе - французский
композитор. Жорж Бизе (Александр Сезар Леопольд Бизе) родился 25 октября
1838 года в Париже, в семье учителя пения. В девятилетнем возрасте
поступил в Парижскую консерваторию. Блестяще учился по классу фортепиано
у А. Ф. Мармонтеля и по классу композиции у П. Циммермана, Ж. Ф. Ф.
Галеви и Ш. Гуно; был удостоен многих наград. В 1857 году ему присудили
престижную Римскую премию; к тому времени он завершил симфонию до мажор,
а одноактная оперетта Бизе Доктор Миракль (Le Docteur Miracle) была
отмечена первой премией на конкурсе, учрежденном Ж. Оффенбахом.
Около трех лет Бизе провел в Риме, где красота природы и изобразительное
искусство подействовали на него сильней, чем итальянская музыка. В
комической опере Дон Прокопио (Don Procopio), написанной в тот период,
он во многом подражает Доницетти; однако из композиторов-современников
наибольшее влияние на него долгое время оказывал Гуно, а из
предшественников - Моцарт и Россини. На редкость одаренный пианист, Бизе
заслужил признание самого Листа, который слушал его игру в мае 1861 года
- через несколько месяцев после возвращения Бизе из Рима в Париж.
По обыкновению, Бизе немедленно приступал к сочинению оперы, если
либретто ему нравилось, но вскоре охладевал и оставлял работу
незаконченной (один из его биографов насчитал около 20 таких бесплодных
попыток). Первой завершенной и поставленной оперой композитора были
"Искатели жемчуга" (Les Pecheurs de perles, 1863); несмотря на очевидное
влияние Гуно и Дж. Мейербера, обаяние лиризма и экзотический восточный
колорит обеспечили ей почетное место во французском оперном репертуаре.
Обладая выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы с концами и вынужден
был подрабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина отнимала у него
много времени, подрывала здоровье и отвлекала от серьезного творчества.
Следующая законченная опера - "Пертская красавица" (La jolie fille de
Perth) - была написана в 1866 году и поставлена в конце 1867 года.
Слабое либретто и вынужденные уступки композитора примадонне, бесспорно,
сказались на качестве партитуры, но все же в ней немало замечательного
материала, который Бизе позднее использовал в других сочинениях.
Разностороннее дарование Бизе позволяло ему приступить к созданию
большой оперы, однако первыми сочинениями, в которых обнаружились его
творческие возможности (не считая ранней симфонии), стали пьесы для
фортепианного дуэта "Детские игры" (Jeux d'enfants, 1871), одноактная
опера "Джамиле" (Djamileh, 1872) и музыка к драме А. Доде "Арлезианка"
(L'Arlsienne, 1872). Женитьба Бизе в 1869 году на Женевьеве Галеви,
дочери его старого учителя, упорядочила его быт и привела в равновесие
чувства; в испытаниях, выпавших на его долю во время франко-прусской
войны (Бизе служил в национальной гвардии) и в дни Парижской коммуны,
его личность обрела подлинную глубину.
В цикле Детские игры Бизе проявил себя как мастер остроумной и
лирической миниатюры; в Джамиле он продолжал совершенствовать свое
оригинальное оркестровое письмо, дар воссоздания местного колорита и
изображения поэтических характеров, очевидный уже в Искателях жемчуга.
Музыка к Арлезианке свидетельствует о дальнейшем творческом росте
композитора: в нескольких танцах, интермеццо и «мелодрамах» он сумел
передать не только атмосферу Прованса, но и лирико-трагическую стихию
драмы Доде.
Превосходное либретто, выбранное Бизе для следующей оперы, впервые
соответствовало уникальности его таланта: это была инсценировка новеллы
Проспера Мериме "Кармен" (Carmen), сделанная А. Мельяком и Л. Галеви.
Бизе начал работу в 1872 году, но премьера в парижской "Опера комик"
состоялась лишь 3 марта 1875 года. Впечатляющий успех в Венской опере
(октябрь 1875) позволил представить подлинную ценность произведения.
Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года в возрасте 36 лет в городе Буживаль,
Франция. |