Леонард Бернстайн -
американский композитор, пианист и дирижёр. Бернстайн родился 25 августа
1918 года в городе Лоуренс, штат Массачусетс (США). Стать музыкантом
Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел по избранному
пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные. Когда мальчику
было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что
будет музыкантом. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал
оплачивать уроки, и мальчик стал сам зарабатывать деньги на учение.
В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался
искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по история
музыки, филологии и философии. Окончив университет в 1939 году, он
продолжил обучение - теперь уже в Музыкальном институте Кертис в
Филадельфии (1939-1941). Событием в жизни Бернстайна стала встреча с
крупнейшим дирижером, выходцем из России, С. Кусевицким. Стажировка под
его руководством в Беркширском музыкальном центре (Танглвуд) положила
начало теплым дружеским отношениям между ними. Бернстайн стал
ассистентом Кусевицкого, а вскоре - помощником дирижера Нью-Йоркского
филармонического оркестра (1943-1944). До этого, не имея постоянного
заработка, он жил на средства от случайных уроков, концертных
выступлений, таперской работы.
Счастливый случай ускорил начало блистательной дирижерской карьеры
Бернстайна. Всемирно известный Б. Вальтер, который должен был выступать
с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра
А. Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не
оставалось, как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь
проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без
единой репетиции, появился перед публикой. Это был триумф молодого
дирижера и сенсация в музыкальном мире.
Отныне перед Бернстайном открылись крупнейшие концертные залы Америки и
Европы. В 1945 года он сменил Л. Стоковского на посту главного дирижера
Нью-Йоркского городского симфонического оркестра, дирижировал оркестрами
Лондона, Вены, Милана. Бернстайн покорил слушателей стихийным
темпераментом, романтическим воодушевлением, глубиной проникновения в
музыку. Артистизм музыканта поистине не знает предела: одним своим
шуточным произведением он дирижировал... "без рук", управляя оркестром
только мимикой лица и взглядами. Более 10 лет (1958-69) Бернстайн
занимал должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического
оркестра, пока не принял решение отдавать больше времени и сил сочинению
музыки.
Произведения Бернстайна начали исполняться почти одновременно с его
дирижерским дебютом (вокальный цикл "Ненавижу музыку", симфония
"Иеремия" на текст из Библии для голоса с оркестром, балет
"Невлюбляющийся"). В молодые годы Бернстайн отдает предпочтение
театральной музыке. Он - автор оперы "Волнения на Таити" (1952), двух
балетов; но наибольший успех сопутствовал его четырем мюзиклам,
написанным для театров Бродвея. Премьера первого из них ("В городе")
состоялась в 1944 году, и многие его номера сразу приобрели популярность
"боевиков". Жанр мюзикла Бернстайна восходит к самым корням американской
музыкальной культуры: ковбойским и негритянским песням, мексиканским
танцам, острым ритмам джаза. В "Чудесном городе" (1952), выдержавшем в
течение одного сезона более полутысячи спектаклей, чувствуется опора на
суинг - стиль джаза 30-х гг. Но мюзикл - не чисто развлекательное шоу. В
"Кандиде" (1956) композитор обратился к сюжету Вольтера, а "Вестсайдская
история" (1957) - не что иное, как трагическая история Ромео и
Джульетты, перенесенная в Америку с ее расовыми столкновениями. Своим
драматизмом этот мюзикл приближается к опере. Бернстайн пишет духовную
музыку для хора и оркестра (оратория Кадиш, Чичестерские псалмы),
симфонии (Вторая, Возраст тревог - 1949; Третья, посвящена 75-летию
Бостонского оркестра - 1957), Серенаду для струнного оркестра и ударных
по диалогу Платона "Симпозиум" (1954, серия застольных тостов,
восхваляющих любовь), музыку к кинофильмам.
С 1951 года, когда умер Кусевицкий, Бернстайн взял его класс в Танглвуде
и начал преподавать в университете города Вельтем (штат Массачусетс),
читать лекции в Гарварде. С помощью телевидения аудитория Бернстайна -
педагога и просветителя - превзошла рамки любого университета. И в
лекциях, и в своих книгах "Радость музыки" (1959) и "Бесконечное
разнообразие музыки" (1966) Бернстайн стремится заразить людей своей
любовью к музыке, пытливым интересом к ней. В 1971 году к торжественному
открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне Бернстайн создает
Мессу, вызвавшую весьма разноречивые отклики критиков. Многих смущало
совмещение традиционных религиозных песнопений с элементами эффектных
бродвейских шоу (в исполнении Мессы участвуют танцоры), песенками в
стиле джаза и рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилась широта
музыкальных интересов Бернстайна, его всеядность и полное отсутствие
догматизма. Бернстайн не раз бывал в СССР. Во время гастролей 1988 году
(в канун своего 70-летия) он дирижировал Международным оркестром
Музыкального фестиваля земли Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ), состоящим из
молодых музыкантов. "Для меня вообще важно обращение к теме молодежи и
общение с нею", - сказал композитор. - "Это одно из самых главных дел в
нашей жизни, потому что молодежь - наше будущее. Мне нравится передавать
им свои знания и чувства, учить их".
Умер Леонард Бернстайн 14 октября 1990 года в Нью-Йорке. |