Максим Созонтович
Березовский - российский композитор украинского происхождения.
Березовский родился 27 октября 1745 года в городе Глухове, в казацкой
семье. Воспитанник киевской духовной академии, Березовский, по приезде в
Петербург, был определен, благодаря своему прекрасному голосу, в
придворную певческую капеллу, где изучал музыку у Цопписа. В то время,
при дворе императрицы Елисаветы, давались представления итальянской
оперы, в которых наряду с другими певчими капеллы принимал участие и
Березовский. Как даровитый юноша, уже в ту пору обладавший выдающимися
способностями к композиции и виртуозным талантом (Березовский отлично
играл на скрипке), он обратил на себя общее внимание.
В 1764 году на 20 году своей жизни, Березовский был послан в Италию, в
знаменитую болонскую академию, где занимался под руководством не менее
знаменитого профессора Мартини Старшего. Господствовавшие в этой
академии хорошие музыкальные традиции оказали самое благотворное влияние
на развитие таланта Березовского, что не замедлило отразиться на его
сочинениях, отличавшихся строгим и обаятельно-красивым стилем. Дарование
Березовского и его музыкальные успехи доставили ему популярность в
Италии. Березовский удостоился неслыханных в то время для чужеземца
почестей и отличий. Многие музыкальные академии в Италии избрали
Березовского своим почетным членом, а болонская академия записала его
имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного
академика. К этому же периоду времени относится и его опера "Демофон",
написанная на текст Метастазы, для театра в городе Ливорно, в гавани
которого тогда стоял русский флот под начальством графа Орлова; с ним
Березовский и пришлось позднее вернуться в Россию. Опера Березовского
имела огромный успех и приводила в восторг всех знатоков и знаменитых
музыкантов того времени. Живя в Италии и скучая по родине, Березовский
посылал оттуда в Россию свои лучшие произведения. Сочинения
Березовского, присылавшиеся им из заграницы, были не только приняты и
разучены,. но и исполнены в присутствии тогдашнего Двора, так что имя
Березовского сделалось с тех пор известным всей России. Концерты
Березовского разучивались всеми любителями церковного пения. Но
печальнейшее разочарование ждало Березовского, когда он, в 1774 году,
после 9-ти летнего пребывания заграницей, возвратился вместе с графом
Орловым на родину, исполненный самых радужных надежд. Он думал, что его
блестящее дарование создаст ему соответствующее положение и глубоко
ошибся в своих рассчетах.
Петербург кишел в то время массою пришлых и зачастую бездарных любимцев,
составлявших, однако, тесно сплоченную между собою клику, относившуюся
не только с ревнивым, мелочным подозрением к каждому истинному таланту,
но и старавшуюся удалить или уничтожить всякого опасного соперника,
который мог стать ей поперек пути. По приезде в Петербург, Березовский
был вскоре представлен в качестве знаменитого артиста многим высоко
поставленным лицам, но среди царедворцев нашелся лишь один - князь
Потемкин, обративший внимание на даровитого композитора, и тут же
предложивший ему место директора будущей музыкальной академии, которую
Потемкин предполагал основать в Кременчуге. В ожидании же обещанных
благ, Березовского определили в капеллу без всякой должности, так как
все высшие и лучшие места были в руках иностранцев. Эта неудача не
ослабила, однако, творческой деятельности Березовского, он продолжал
много и упорно работать. К несчастью для русского искусства и еще более
для самого Березовского, князь Потемкин, как это нередко с ним
случалось, забыл не только о Березовском, но и о самой академии. Это
обстоятельство имело роковое значение для Березовского. Отчаявшись
получить соответствующее его таланту и знаниям место или хотя бы
повышение в должности, он впал в мрачную тоску. Оскорбленный, униженный,
терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский в марте 1777 года
заболел горячкою, и в одном из припадков тяжкой болезни покончил жизнь
самоубийством, перерезав себе горло, от чего и скончался 22 марта того
же года. |